Соединенные Штаты Америки занимают первое место в мире по количеству заключенных. Преступность в США действительно зашкаливает, поэтому американская пенитенциарная система куда жестче, чем в Европе. Хотя и западные, и многие российские историки и публицисты любят рассуждать на тему ужасов советских и российских лагерей, американские тюрьмы ничуть им не уступают. Более того, советский ГУЛАГ имел достаточно большую схожесть с американскими тюрьмами.
Конечно, значительную часть заключенных в советских лагерях сталинского времени, в отличие от США, составляли люди, осужденные по политическим статьям, тогда как подавляющее большинство американских заключенных всегда приходилось на уголовников. Но долгое время на каторжных работах использовали и совершенно случайных людей – безработных и бездомных афроамериканцев.
Система под названием «Chain gang» появилась в Соединенных Штатах Америки вскоре после Гражданской войны – единственного серьезного вооруженного конфликта на американской земле после войны за независимость и войн с индейцами. Разрушенная инфраструктура южных штатов нуждалась в восстановлении после боевых действий. Но ведь негры – рабы были освобождены самими же северянами. Что оставалось делать? Иной многочисленной бесплатной рабочей силы у Соединенных Штатов не было, гордых белых фермеров мобилизовать не представлялось возможным. У руководства южных штатов был единственный выход – «напрячь» вчерашних рабов. И по всем южным штатам начался отлов недавно освобожденных чернокожих.
Поскольку бывшие рабы освобождались без наделения землей, рабочие места им не предоставлялись, значительная их часть была вынуждена вести бродячий образ жизни, не имея ни домов, ни работы. Такие бездомные и безработные негры и становились жертвой специальных облав. Собственно, у американцев был прекрасный образец – бывшая метрополия Британия, где в XVIII веке своих безработных и бездомных англичан помещали в специальные работные дома.
Если так можно было поступать с гордыми бродягами – англосаксами, то с афроамериканскими вчерашними рабами разговор и подавно был коротким. Практически каждый такой бездомный по незнанию законов и в силу образа жизни совершал какое-либо правонарушение. Тут его и ловили доблестные американские полицейские, а затем, поместив в клетку, вывозили к месту каторжных работ – как правило, на крупные стройки. Многие заключенные вообще ничего не совершали – их арестовывали якобы за то, что во время рабства (!) они задолжали своим бывшим хозяевам деньги за проживание и питание, а посему должны были возместить трудом эти затраты.
Поскольку обеспечивать надзор за таким количеством каторжников было весьма проблематично, начальство лагерей решало вопрос очень просто – заключенных сковывали одной цепью за руки или за ноги и везли на стройку, лесозаготовку или каменоломню. Рабочий день «скованных одной цепью» длился не менее двенадцати часов, а часто и гораздо больше. Они выполняли самую тяжелую работу, за что им полагалась только скудная баланда. Цепи не расковывали даже на время сна. Заключенные были одеты в полосатые робы и штаны – для большей заметности разъезжавшим на лошадях надзирателям.
Обычно в цепях заключенный проводил от года до пяти лет. Огромная часть каторжников просто погибала, не выдержав таких условий труда и постоянных болезней. Некоторым везло, особенно если попадались более гуманные начальники, которые могли освободить заключенных после года работ. Смертность на каторге была очень высокой – не менее 20-30% от общего количества каторжников. Трупы умерших чаще всего сжигали, если, конечно, у покойного не было настоящих друзей из числа других заключенных, которые могли его похоронить в земле по христианским обычаям.
Но и многие из тех, кому посчастливилось выжить, оставались инвалидами, пополняя армию нищих – постоянное нахождение в цепях приводило к нагноениям и, в итоге, к ампутации конечностей. Кстати, освобождение из такого лагеря еще не означало полного спасения заключенного. Более половины негров возвращались вскоре назад в каторжные лагеря, поскольку на воле они по-прежнему оставались бездомными и безработными и через непродолжительное время их вновь задерживала полиция. Таким образом, представитель негритянского населения Штатов, не нашедший себе работы и жилья, даже если ему улыбалась удача, удавалось выжить, мог несколько раз за свою жизнь попадать на каторгу.
Первоначально труд «скованных одной цепью» был распространен лишь в южных штатах, однако затем «передовой опыт» стали перенимать и на севере США. Необходимость более активного использования труда каторжников в северных штатах была связана в конце XIX века с развернувшимся строительством железных дорог. Железнодорожные линии должны были связать самые разные штаты, облегчая задачи транспортировки пассажиров и грузов. Естественно, что строившие железные дороги американские магнаты нуждались в минимизации своих расходов. Поэтому, посредством лоббирования своих интересов во властной элите, они добились использования при строительстве железных дорог рабского труда «Chain gang».
К началу ХХ века к чернокожим «кандальникам» добавились белые американцы и женщины. Потребности американских предприятий в дармовой рабочей силе росли, нанимать рабочих, особенно на фоне роста рабочего движения, промышленники не хотели, поэтому все чаще для строительных и прочих тяжелых работ использовался рабский труд заключенных. Из полосатых их переодели в оранжевые робы, поскольку конные надзиратели сменились стрелками на вышках, которым было проще наблюдать за заключенными, одетыми в яркую униформу.
Ситуация стала постепенно меняться лишь к началу 1930-х гг. Как раз тогда, когда в Советском Союзе бурными темпами шла индустриализация и стал активно использоваться бесплатный труд заключенных ГУЛАГа, в США резко возросла безработица. Великая Депрессия давала о себе знать и многие американцы существенно снизили свои запросы по заработной плате и условиям труда. В изменившейся ситуации использование рабского труда подневольных каторжников теряло смысл. Поэтому в 1930-е годы количество каторжных лагерей стало сокращаться. Тем не менее, некоторые из них, включая знаменитую «Американскую Сибирь», просуществовали гораздо дольше – «Сибирь» до 1948 года, а многие лагеря – и до 1960-х годов, когда в США активизировалось массовое афроамериканское движение против сегрегации.
На волне народных протестов власти решили прекратить практику помещения чернокожих правонарушителей в трудовые лагеря. Последние лагеря каторжников, «скованных одной цепью», закрылись в штате Джорджия лишь в конце 1960-х годов. «Американский ГУЛАГ» пережил своего советского собрата на полтора десятилетия. Люди летели в космос, развивались кибернетика и электроника, а на тяжелейших работах в южных штатах США продолжали использовать рабский труд правонарушителей, закованных в кандалы. Вот такая американская «демократия».
Однако, на самом деле традиции рабского труда заключенных живы в Соединенных Штатах до сих пор. Это объясняется существованием в США такого феномена как «коммерческие тюрьмы». Казалось бы, какой в этом смысл для бизнесменов – содержать заключенных, оплачивать службу охранников, работу персонала частных тюрем, тратить средства на технические средства охраны, автомобильный транспорт, ремонтные работы в местах содержания заключенных? Но «ларчик» открывается просто – коммерческие тюрьмы представляют собой очень неплохой бизнес, который приносит прибыль компаниям – тюрьмовладельцам за счет использования рабского труда заключенных.
Начнем с того, что Конституция США рабский труд заключенных не запрещает. В поправке к Конституции, которая запрещает любой принудительный труд, содержится оговорка: «за исключением наказания за преступление». Практически все осужденные, содержащиеся в частных тюрьмах, вынуждены работать. И таких современных рабов не так уж и мало – в коммерческих тюрьмах содержится более 220 тысяч человек. Как правило, в коммерческих тюрьмах заключенным все же платят мизерную зарплату, но гораздо меньшую, чем разрешено по американскому законодательству.
Первые коммерческие тюрьмы появились в США еще в 1980-е годы. Предприниматели очень быстро поняли все плюсы пенитенциарного бизнеса, поэтому сейчас число коммерческих тюрем в Соединенных Штатах постоянно растет. Если в 1998 году в США в коммерческих тюрьмах содержалось всего 2 тысячи заключенных, то в 2008 году приватизированные «зоны» охватывали уже 62 тысячи осужденных, а сейчас в них отбывают наказание, как уже говорилось, более 220 тысяч человек. Как и многие другие компании, структуры, работающие в пенитенциарной сфере США, имеют свои акции, акционеров, торгуются на Нью-Йоркской бирже. Это – самый настоящий бизнес на заключенных.
Рабский труд используется не только в коммерческих тюрьмах. В США очень распространена практика «аренды заключенных». Ее суть заключается в том, что крупные и не очень компании обращаются к тюрьмам с просьбой о предоставлении рабочей силы из числа заключенных в аренду. Такое сотрудничество выгодно и тюрьмам, которые получают свой процент за сдачу заключенных в аренду, и компаниям, для которых заключенные – практически дармовая и совершенно бесправная рабочая сила. Ведь американский заключенный лишен тех прав, которыми обладает «вольный» работник, которому нужно платить приличную зарплату и держать себя с ним в рамках приличий.
Наиболее худшие условия содержания и труда заключенных, как и сто лет назад, сохраняются именно в южных штатах США. Заключенные продолжают трудиться на тех же хлопковых плантациях, на которых в XIX веке трудились чернокожие рабы – в большинстве случаев прямые предки современных заключенных. Печально известна тюрьма усиленного режима в штате Луизиана, получившая название «Ангола». Ее заключенные трудятся на хлопковых, соевых, кукурузных плантациях, получая за свой труд от 4 до 20 центов в час. Значительная часть заключенных «Анголы» осуждена на очень большие сроки лишения свободы. Смертность в тюрьме очень велика – из-за плохих условий содержания, болезней, тяжелого труда многие заключенные заболевают и умирают, часты несчастные случаи. Всего в штате Луизиана 16% заключенных трудится на сельскохозяйственных угодьях, в штате Техас численность каторжников, занятых в сельском хозяйстве, составляет 17% от общего числа заключенных, а в Арканзасе – вообще 40%.
Американские заключенные работают не только в сфере сельского хозяйства. Многие из них трудятся на специальных тюремных предприятиях, которые производят продукцию, реализуемую по гораздо меньшим ценам, чем товары, произведенные «вольными» рабочими. За счет разницы в цене спрос на результаты рабского труда заключенных очень велик, чем и пользуются собственники коммерческих тюрем и компании, арендующие заключенных, обходя своих конкурентов. Так, в американских тюрьмах в настоящее время производится значительная часть товаров для нужд американской армии и полицейских служб – форменная одежда, палатки, рюкзаки, фляжки, бронежилеты, ремни и портупеи. Заключенные делают 100% военных касок, поступающих в американскую армию. В тюрьмах производится большое количество бытовой техники, радиоэлектронного оборудования, мебели. Приобретая товары массового потребления, многие покупатели в США и тем более за рубежом, не догадываются, что эти предметы были изготовлены рабским трудом американских зеков.
Существование рабского труда заключенных в современных США, по мнению некоторых исследователей, является одной из главных причин постепенного отказа многих американских корпораций от переноса своих производств в страны «третьего мира» с дешевой рабочей силой. Ведь труд «своих» заключенных еще более дешевый, а проблем при его использовании гораздо меньше, чем в случае открытия промышленных предприятий в других странах. Известно, что многие американские компании сейчас переводят назад в Штаты свои предприятия, работавшие в Индонезии, Мексике и многих других странах. Некоторые компании, имеющие предприятия в самих США, отказываются от найма «вольных» рабочих и переходят к практике «аренды заключенных».
Таким образом, в Соединенных Штатах, которые громче всех кричат о необходимости соблюдения прав и свобод человека, о демократии и борьбе с рабством, на самом деле очень широко применяется рабский труд заключенных. Можно много спорить о том, исправятся ли зеки благодаря такой практике, но факт остается фактом – когда речь заходит о прибыли, американские бизнесмены с удовольствием будут эксплуатировать дармовой труд.
Автор: Илья Полонский
Использованы фотографии: https://northcarolinaroom.wordpress.com