Бегущая строка

Охотники за подлодками. Зачем Россия возрождает самолеты-амфибии А-40 - «Новости Дня»



сен-14
20:00 2018

Ракеты Путина влетят в форточки американских штабов -..

Удар по центрам принятия решений обеспечат «Кинжалы»,...
Охотники за подлодками. Зачем Россия возрождает самолеты-амфибии А-40 - «Новости Дня»

Самый амбициозный советский проект самолета-амфибии получил второй шанс. В Объединенной авиастроительной корпорации заявили о планах по возобновлению производства легендарных «Альбатросов» — крупнейших в мире летающих лодок А-40, предназначенных для поиска и уничтожения субмарин. И хотя эти гидропланы начали разрабатывать еще в начале 1970-х, ничего даже близко похожего до сих пор не смогла создать ни одна авиационная держава.


Гость из будущего


Идея возрождения производства «Альбатросов» далеко не нова и вполне логична. Хотя бы потому, что другой машины такого класса российский авиапром Военно-морскому флоту пока предложить не может, даже на бумаге. А потребность в них есть, причем весьма ощутимая: из противолодочных амфибий на вооружении морской авиации до сих пор стоят лишь несколько «старичков» Бе-12 «Чайка», которые планировалось списать и заменить на что-то более совершенное еще в 1970-х. Они равномерно рассредоточены по всем пяти флотам — от Камчатки до Крыма.


Собственно, для замены «Чаек» инженеры Таганрогского авиационного научно-технического комплекса (ТАНТК) имени Бериева и задумывали А-40. По меркам гидроавиации революционным в нем было почти все — от комбинированной силовой установки с двумя маршевыми и двумя стартовыми двигателями до общей схемы компоновки и расположения отсеков. Основные двигатели конструкторы расположили в максимально защищенной от брызг зоне — в хвостовой части над крыльями.




Размеры и возможности машины впечатляют: длина и размах крыльев более 40 метров, практический потолок — 13 километров, дальность — до четырех тысяч километров и время непрерывного патрулирования — до 12 часов. Благодаря удачной аэродинамической схеме, развитой механизации крыла и двум тяговитым двигателям Д-30, 90-тонный самолет получился чрезвычайно послушным в управлении и «легким на подъем». Легким настолько, что по иронии судьбы это стоило должности морскому летчику-испытателю Евгению Лахмостову, недооценившему разгонные характеристики А-40.


В декабре 1986-го, во время одной из испытательных пробежек, «Альбатрос» на скорости 170 километров в час вдруг оторвался от полосы. Экипаж сбросил газ, но это не помогло — машина задрала нос и пошла вверх. Поняв, что для снижения и торможения остатка полосы уже не хватит, командир Лахмостов принял решение взлетать без санкции, сделал два круга и аккуратно притер самолет к бетонке. Несмотря на благополучный исход, после серии разбирательств опытного летчика отстранили от полетов и отправили на пенсию.


Изначально «Альбатрос» затачивали на поиск, преследование и уничтожение субмарин. Он может поднять до 6,5 тонны боевой нагрузки и брать на борт почти весь обширный арсенал вооружения, штатно применяемого на его противолодочных «собратьях» аэродромного базирования Ил-38 и Ту-142. Это бесследные самонаводящиеся торпеды «Орлан», способные работать как по субмаринам, так и по надводным кораблям, противолодочные ракеты, глубинные бомбы, мины, поисковые акустические буи и спецоборудование для радиоразведки. Для сравнения — «Чайка» поднимает всего полторы тонны.


Кроме того, А-40 (гражданская версия А-42) хорошо подходит для поисково-спасательных работ на большом удалении от берега. Мореходные качества планера позволяют взлетать и садиться при высоте волн до двух метров. Еще на стадии разработки конструкторы предусмотрели возможность установки системы дозаправки в воздухе, существенно расширяющей радиус действия самолета. И хотя формально «Альбатрос» не считается дальним, для продолжительных перелетов в нем есть все — туалет, гардероб и даже отсек для отдыха экипажа.


Прерванный полет


Надо признать, к началу 1970-х тема самолетов-амфибий в СССР стала довольно болезненной. Успевший оценить прелести летающих лодок флот требовал новых машин, а Министерство авиационной промышленности предлагало переложить «противолодочные обязанности» на самолеты сухопутного базирования и вертолеты. Продавить проект А-40 бериевцам удалось лишь благодаря недюжинному энтузиазму и нестандартным подходам в проектировании, позволившим построить морской самолет, по основным характеристикам не уступающий машинам аэродромного базирования.


В 1991-м опытный образец «Альбатроса» впервые показали за рубежом. Взлетев над французским аэродромом Ле-Бурже, он мгновенно приковал к себе внимание публики. Амфибия стала единственной из представленных на выставке машин, которую осмотрел президент Франции Франсуа Миттеран. Знающая толк в эстетике французская пресса оценила элегантность самолета с совершенными обводами фюзеляжа и влюбила в него всю авиационную общественность.


После Ле-Бурже «Альбатрос» ждал ошеломительный успех на выставках в Сингапуре, Новой Зеландии и Великобритании, рекордные для гидроавиации перелеты по дальности и высоте и… внезапный отказ Минобороны от дальнейшего финансирования проекта. Денег у военных не хватило даже на завершение комплексных испытаний в Крыму, не говоря уже о запуске в производство опытной серии. Хотя в Таганроге все было готово — построены новые цеха, установлены стапели и другое оборудование.


Пытаясь спасти проект, бериевцы предложили сразу несколько гражданских модификаций борта. В разное время на его базе хотели создать самолет для тушения лесных пожаров, самолет-спасатель и даже пассажирский лайнер средней дальности вместимостью до 120 человек.




В итоге на свет появился многоцелевой Бе-200 — уменьшенная версия А-40, разработанная специально для МЧС. Несколько лет назад им заинтересовалось и Минобороны. Согласно контракту от 2013 года, ТАНТК имени Бериева должен был передать военному ведомству шесть Бе-200, однако его расторгли из-за задержек с поставками. По словам замминистра обороны Алексея Криворучко, в ближайшее время планируется заключить новое соглашение на поставку трех самолетов.


Право на жизнь


Несмотря на отличные летно-технические характеристики, Бе-200 все же существенно проигрывает А-40 по полезной нагрузке, скорости и радиусу действия и больше подходит на роль вспомогательного многоцелевого самолета, нежели «охотника за подлодками», хотя при заключении контракта представители Минобороны не исключали и такой вариант его применения.


Что касается противолодочных машин аэродромного базирования, то у ВМФ имеется около двух десятков дальних турбовинтовых Ту-142 различных модификаций и около 50 среднедальних Ил-38. Ту-142 базируются в Вологодской области (морская авиация Северного флота) и Хабаровском крае (Тихоокеанский флот) и сейчас проходят поэтапную модернизацию на ТАНТК имени Бериева — по словам Алексея Криворучко, первую обновленную машину моряки получат до конца года. Илы примерно поровну поделены между Тихоокеанским и Северным флотами и сейчас последовательно совершенствуются до версии Ил-38Н.


С учетом общей протяженности морских границ России, вероятно, уже в скором времени растущему флоту потребуется функциональный и дальнобойный самолет-амфибия, способный разом решить вопросы охоты за подлодками вероятного противника, патрулирования, разведки, доставки десантов и грузов. На десятилетия опередивший свое время «Альбатрос» пришелся бы тут как нельзя кстати.


По оценкам экспертов, российскому авиапрому сейчас вполне по силам запустить его в серию — все упирается только в деньги. Известно, что «Альбатросом «, как и Бе-200, живо интересовались потенциальные покупатели из Китая, Индии, Малайзии и других стран, однако до контрактов дело не дошло.


«Технически промышленность может все, вопрос только в том, во сколько это обойдется стране и готово ли Минобороны пойти на такие траты, — сказал РИА Новости авиаэксперт Владимир Карнозов. — Это касается и начальной закупки, и содержания. Проблема в том, что наш авиапром выпускает самолеты малым тиражом, из-за чего они получаются страшно дорогими. Для эффективного производства нужны заказчики, в том числе зарубежные. Их, к сожалению, пока нет. Что касается «Альбатроса», самолет получился очень хороший, с уникальными качествами».


Не исключено, что именно из-за размеров и нехарактерно высокой для гидросамолета автономности амфибию А-40 назвали в честь самой крупной морской птицы в мире, которая, в отличие от чаек и фрегатов, живет в открытом океане и крайне редко появляется у берегов.



Тэги

Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?

Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте Администрации ресурса.

Новости сети
Похожие новости
Добавить комментарий → 0

Новые статьи сегодня

Расмуссен заявил о планах России «аннексировать..

Россия намерена присоединить Белоруссию и вплотную...

Макаревич удивился негативной реакции россиян на слово..

Российский музыкант, лидер группы «Машина времени» Андрей...

СК РФ возбудил уголовное дело по статье «терроризм»..

Следственный комитет России возбудил уголовное дело об акте...

ВСУ провели учения на побережье Азовского моря -..

Десантники ВСУ провели тактические учения с боевой...

Порошенко: Почти 90 тыс. российских военных готовы..

Эскалация напряженности в отношениях между Россией и...

Порошенко призвал лишить Россию права вето в Совбезе..

Президент Украины Порошенко в ходе дебатов Генассамблеи ООН...

Боевики ВСУ накрыли массированным минометным огнем..

Украинские вооруженные бандформирования сегодня вечером...

Глава думского комитета по культуре оправдала хамство..

Высказывания российского музыканта, лидера группы «Машина...

Экс-спикер МИД Украины призвал Киев к примирению с..

Без восстановления нормальных, в частности экономических...

Демушкина отпустили из колонии досрочно..

Русского националиста Дмитрия Демушкина, осужденного по ст....

В Петербурге возбудили дело против активиста "Весны"..

В Санкт-Петербурге на активистов оппозиционного движения...

Россия оказалась третьей с конца в "рейтинге грехов"..

Агентство Bloomberg составило рейтинг стран по финансовой...

НОВОСТИ СЕТИ СЕГОДНЯ

Новости партнеров

Расмуссен заявил о планах России «аннексировать

  Расмуссен заявил о планах России «аннексировать Белоруссию» - «Новороссия»
Россия намерена присоединить Белоруссию и вплотную приблизится к границам Западной Европы. Такое...
Вчера, 21:37 0 Полностью
Расмуссен заявил о планах России «аннексировать Белоруссию» - «Новороссия»
Россия намерена присоединить Белоруссию и вплотную приблизится к границам Западной Европы. Такое заявление в интервью украинским журналистам сделал..

«Каждое дело – как ребенок». Следователь СК – о

  «Каждое дело – как ребенок». Следователь СК – о тонкостях профессии, допросах и самообороне - «Новости Челябинска»
15 января отмечался День образования Следственного комитета России. Там трудятся энергичные,...
10-02-2017, 14:00 0 Полностью
России предрекли избыток бензина
В России сформировался значительный профицит мощностей по выпуску бензина. Такие данные содержатся в презентации компании Argus Consulting..

Видео дня