Грязный след американского ботинка в светлом будущем российской авиации. Производство отечественного самолёта МС-21 застопорилось — это подтвердили Объединённая авиастроительная корпорация и «Ростех». Причина банальна – как сырный соус к картофелю фри: санкции США в отношении акционерного общества «Аэрокомпозит», которое входит в ОАК, и научно-производственного предприятия «Технология» имени Ромашина, принадлежащего «Ростеху».
Всё дело в том, что при разработке МС-21 была сделана ставка на импортные композитные материалы двух компаний американской Hexcel и японской Toray Industries. Однако затем поставки встали. Профессионалы в области авиации восприняли новость… с улыбкой на лице.
«Прямо такое удовольствие и улыбка на лице. Только не ехидная, а добрая», — рассказал бывший лётный директор «Внуковских авиалиний» и заслуженный пилот России Юрий Сытник. — «Придурки, которые занимаются авиастроением, так называемая ОАК – Объединенная авиационная компания, думали, что сейчас тик-тик-тик, деньги спишут за разработки, возьмут готовые материалы, удешевят проект самолёта, а всё остальное — по карманам. Не получилось. Теперь, господа хорошие, вам придётся восстанавливать те заводы, которые у нас были ещё 30 лет назад.»
Отечественному авиастроению тридцатилетней давности американские и японские композиты были не нужны. Среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт Ту-204, разработанный в конце 1980-х — начале 1990-х годов в ОКБ Туполева, на 30% состоял из композитных материалов. Облегчённые закрылки, части крыла, люки и створки шасси – всё изготавливалось из материалов, разработанных нашими учёными.
Авиация, развитие которой восхищало весь мир, отправилась в крутое пике практически одновременно с крушением Советского Союза. Бывший лётный директор «Внуковских авиалиний» и заслуженный пилот России Юрий Сытник связывает это со стремлением угодить заокеанским кураторам:
«Тогда посчитали, что американской колонии это не нужно. Были такие люди, и сейчас их полно, которые считают, что мы должны лечь под Америку, и тогда мы будем хорошо жить. Только они забыли, что будут хорошо жить те, кто продают Россию, а не народ. Мы — прекрасная нация, которая славится такими умами, как Туполев, Ильюшин, Яковлев, Месищев, Сухой… Мы первые начинали эти композитные материалы производить, мы первые стали делать самолёты из композитных материалов, просто нужно восстановить производство.»
Между тем история с композитами для МС-21 – не первый удар по отечественному авиастроению. Об этом вспомнил экономист Юрий Пронько:
«Ранее США уже заблокировали очень выгодную для России сделку по продаже 100 самолётов «Сухой суперджет» в Иран. При этом все попытки ответить симметрично, например, прекратить поставки титана со стороны российской компании «ВСМПО-Ависма» американской корпорации «Боинг» тут же торпедируются российской т.н. элитой, которая это называет «выстрелом в собственную ногу». Вспомните заявления по этому поводу Кудрина и Ко. Лично у меня нет претензий к Вашингтону. На войне как на войне. А вот поведение и позиция российских чиновников и бизнесменов несколько обескураживает. Им в лицо плюют, а они проглатывают это унижение. Хотя чему я удивляюсь, ведь российскими эти деятели являются только по происхождению, а по своей юрисдикции, юрисдикции своих активов они уже давно не воспринимают нашу страну как свою.»
Соединённые Штаты санкциями в отношении России оказывают нашей стране реанимационные мероприятия. Восстановление заводов, если, конечно, на это пойдут отечественные авиастроители, — это не только экономический суверенитет, но также создание новых рабочих мест и наполнение федеральной казны налоговыми поступлениями от производственного сектора. А именно в этом заключается залог роста ВВП темпами не ниже среднемировых, к чему призывает глава Российского государства. Для того, чтобы этого добиться, нужно в корне пересмотреть подход. Развитию авиаотрасли мешает, в том числе, ежегодное подписание премьером Дмитрием Медведевым постановления правительства России об обнулении ввозных пошлин на иностранные самолёты.
«Это патриотично? Это прагматично с точки зрения развития отечественного самолётостроения? Отрасли, которая имеет самую высокую добавленную стоимость. Если мы радикальным образом не поменяем отношение к своей промышленности, то Запад будет нас пинать по всем направлениям. Самое обидное в складывающейся ситуации то, что мы отдали собственное небо иностранному авиапрому, имея собственный мощный потенциал», — заключил Юрий Пронько.
30 лет вместо того, чтобы развивать честное отечественное авиастроение без импортной начинки, деньги, по сути, закапывались в песок. Вложения в проект создания российского, с натяжкой, лайнера МС-21 составили 460 миллиардов рублей, лишь 4,1% из которых принадлежит частным инвесторам. Теперь стало понятно, что часть этих денег просто потеряна. Не скоро вернутся и 70 миллиардов государственных инвестиций, которые были направлены на разработку авиадвигателя ПД-14.
Самолёта нет, а значит, и ставить его пока некуда. Остаётся надеяться, что эти шишки на лбу отечественного авиастроения отучат глядеть в сторону Запада. Отложенный запуск проекта МС-21 в этом разрезе – хорошая новость. 30 лет Россия живёт без собственных лайнеров гражданской авиации, ещё 3 года как-нибудь выдержит.