В среду, 16 января, первый заместитель генерального директора концерна «Укроборонпром» Сергей Омельченко громко заявил в эфире президентского телеканала «Прямой» о планах возобновить производство знаменитых транспортных самолетов АН-124 «Руслан», бывших когда-то гордостью советской авиации. Но это заявление – очередной предвыборный фейк власти.
«Мы уже сейчас на завершающей стадии того, что полностью перерабатывается вся электронная составляющая этого транспортного самолета. И мы надеемся, что она будет окончательно принята инженерной группой и группой конструкторов ГП «Антонов» уже в этом году, для того чтобы начать сборку первого самолета, который не будет иметь никакого российского комплектующего изделия», — сказал Омельченко.
По его словам, основной проблемой является поиск производителей тех деталей самолета, которые ранее производились в РФ, сотрудничество с которой Украина прекратила. «Укроборонпром» надеется найти других производителей. «Если не заменять те узлы и агрегаты, которые производились Российской Федерацией, то без России невозможно этот самолет собрать», — заявил Омельченко.
Напомним, что Ан-124 «Руслан» — советский тяжелый транспортный самолет разработки ОКБ Антонова. До 1994 года в Киеве было построено 17 таких самолетов, тогда как в РФ Ульяновским авиационно-промышленным комплексом в период с 1985 по 1995 год было построено 33 Ан-124.
Насколько же реальны планы без участия РФ возродить производство этих самолетов-гигантов на Украине? Об этом говорил в 2016-м первый вице-президент Государственного предприятия «Антонов» Александр Коцюба, обещая вскоре наладить их выпуск, однако воз и ныне там. В данном случае мы видим распространенный в последнее время на Украине подход: «переобещать ранее переобещанное». Говорили о возрождении «Руслана» и в 2017-м, и в 2018-м.
Дело в том, что в производстве АН-124 в СССР было задействовано более сотни предприятий, ключевыми из которых были те, которые находились в России, на Украине и в Узбекистане. Однако рассчитывать на кооперацию с Узбекистаном в этой сфере сейчас вряд ли возможно — Ташкентское авиационное производственное объединение давно сменило профиль и не занимается авиастроением. Отказ же от сотрудничества с россиянами, производившими около 60% комплектующих для АН-124, оставил без необходимых запчастей даже готовые украинские самолеты, вынуждая бесконечно ремонтировать старые детали или отвинчивать комплектующие от других самолетов, собирая из трех старых один летающий агрегат.
Тем временем в РФ решили не повторять старый советский самолет, а существенно модернизировать его. В данный момент происходит разработка модели тяжелого транспортного самолета (ТТС) «Слон» (на базе АН-124), концепцию которого представили еще в 2017 году на Московском авиационно-космическом салоне МАКС-2017. В данном случае РФ намерена полностью обойтись собственными комплектующими, что для Украины уже практически невозможно, так как ряд предприятий страны, ранее специализировавшихся в этой сфере, уже «пошли под нож». Например, сборочный стапель для производства АН-124 был пущен на металлолом еще в 1990-х, причем тогда не обошлось без убедительных просьб американских партнеров, которым был не нужен потенциальный конкурент. Строительство же аналогичных новых предприятий нынешней Украине просто не по карману. Найти замену российским производителям за границей тоже не так-то просто. Много ли найдется крупных компаний, желающих вкладывать средства в создание прямых конкурентов американской компании Boeing или европейской Airbus? Ранее желание сотрудничать с Украиной в сфере авиастроения (в том числе в производстве АН-124) высказывали такие страны, как Иран, Китай и Саудовская Аравия. Однако сотрудничество с первыми двумя вряд ли поддержит Госдеп США, который фактически управляет страной.
лавный редактор издания Avia.ru Роман Гусаров считает, что проект возрождения производства самолетов Ан-124 «Руслан» на Украине нереализуем, так как никто не будет вкладывать огромные деньги в проект, который не окупится.
«Украинская экономика такие огромные расходы просто не потянет, и ни один заказчик не заплатит столько денег, чтобы все затраты разом окупились. Есть еще и технологический аспект. Большая часть комплектующих для самолета производилась в России: у нас делались системы, агрегаты для него, и целого ряда этих предприятий на сегодняшний день уже просто не существует. Кто будет воссоздавать все эти производства на Украине либо за рубежом ради 10 самолетов, которые потом, может быть, продадут? Ведь речь идет по сути о создании нового самолета», — утверждает Гусаров.
Обозреватель МИА «Россия сегодня» Владимир Корнилов, комментируя заявление Омельченко, тоже подчеркивает, что Украина не сможет потянуть самостоятельное производство этих самолетов, особенно в кризисные для нее времена.
«На Украине эта тема вечна: уже с начала 2000-х говорят о том, что начнут производить «Русланы» снова. И даже соответствующие документы с Россией подписывали на этот счет. Но если не удалось развить эти проекты даже в сотрудничестве с Россией в более «сытые» годы, то сомневаюсь, что Украина в состоянии потянуть такой проект самостоятельно в годы кризиса», — считает Корнилов.
То, сколько будет стоить восстановление производства АН-124, специалисты ГК «Антонов» подсчитали еще в 2017 году. Сумма получилась для Украины заоблачная — около 5 миллиардов долларов, так как с нуля нужно было бы выстраивать практически всё, что ранее было задействовано в производстве АН-124 на Украине, не говоря уже о замене «российской составляющей». Каковы шансы, что государство, которое должно только в этом году вернуть около 14 миллиардов долларов своим кредиторам, сможет раскошелиться еще на 5 миллиардов для производства нескольких самолетов? Проще говоря, нынешнее заявление Омельченко о возрождении производства АН-124 можно назвать лишь «розовыми мечтами», вроде заявлений министра инфраструктуры Владимира Омеляна о скором запуске на Украине «гиперлупа».
Тем не менее, за заявлениями «Укроборонпрома» может крыться и очередная афера. Дело в том, что многие «разработки» Укроборонпрома являются на самом деле старыми советскими технологиями или даже советской продукцией, которую вытаскивают со складов и перекрашивают в патриотические желто-голубые цвета. В данном же случае в качестве «новых» самолетов АН-124 могут представить старые самолеты, когда-то проданные Ливии, а теперь пылящиеся на складах под Киевом. В 2010 году Ливия заказала Украине ремонт этих самолетов, ремонт был выполнен, однако последующие события не позволили заказчику заплатить за ремонт и забрать их. Как известно, в результате инспирированной западными странами «цветной революции» и бомбежек этой страны правительство Муаммара Каддафи было свергнуто. Самолеты АН-124 остались невостребованными, а их ремонт и хранение в течение многих лет — неоплаченными. Это дает Украине возможность арестовать их, перекрасить, а затем представить в качестве «новых» самолетов. Естественно, на их «производство с нуля» может уйти уйма средств из государственного бюджета.