Не так давно Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) обязал Россию выплатить 10 млн евро полутора тысячам грузин-нелегалов, которые были высланы из нашей страны в 2006 году. И это только одно из решений европейских судей в ряду десятков ему подобных. На всех них лежит очевидная политическая тень, не заметить которую можно только в том случае, если дружно зажмурить глаза.
Но прежде всего надо разобраться в том, кто, кому и сколько должен?
Вернуть взносы
На самом деле, как заявил председатель Государственной думы Вячеслав Володин, это Совет Европы должен вернуть России взнос за те годы, когда наша делегация не могла участвовать в работе его Парламентской ассамблеи.
Логика тут очень проста. Именно нам, причём не по нашей вине, а в связи с чисто произвольным толкованием политической ситуации, не дали возможности полноценно участвовать в работе европейских парламентариев. Теперь, когда вопрос об участии России в ПАСЕ опять активно обсуждается, самое время потребовать возврата этих средств.
Речь идёт о достаточно крупной сумме — около 10 млрд рублей. И, разумеется, эти деньги должны пойти на решение проблем у нас дома, в России, а не на зарплаты европейским депутатам и чиновникам, регулярно строящим козни против нашей страны.
Господин Володин напомнил, что в Совете Европы у России один из самых больших взносов. Ежегодно мы аккуратно вносили в бюджет этой организации около 33 млн евро. По его словам, само решение запретить России участвовать в полной мере в работе Парламентской ассамблеи организации, куда она регулярно вносила немалые средства, автоматически становится вопиющим нарушением международного права.
Что нам ПАСЕ?
Ещё в прошлом году генеральный секретарь Совета Европы (СЕ) Турбьёрн Ягланд пригрозил России исключением из этой организации в том случае, если мы откажемся от выплаты членских взносов. Госдума в свою очередь заявила, что не видит никаких возможностей возобновления работы в ПАСЕ до тех пор, пока все ограничения, наложенные на Россию, не будут сняты.
Этот обмен любезностями выглядит как очередная дипломатическая перепалка без особых последствий, если не брать в расчёт, что такое Совет Европы, и какие могут быть потери и приобретения от нашего ухода из этой организации.
Совет — одна из первых межправительственных организаций в Старом Свете, созданных через несколько лет после окончания Второй мировой войны западными державами. В числе её официально провозглашённых задач — сотрудничество в области прав человека, законности и культурного диалога.
В то же время Совет Европы — типичное детище начала Холодной войны. На первом этапе своего существования он с не слишком очевидной эффективностью использовался для идеологического давления на страны Восточного блока.
Россия вступила в организацию 28 февраля 1996 года, уже на излёте «глобалистского» порыва 1990-х. До того момента мы прекрасно обходились без очередной общеевропейской структуры.
С 1996 года прошло двадцать с небольшим лет. Наша страна присоединилась ко множеству документов СЕ и приняла на себя ряд серьёзных обязательств в сфере защиты прав человека, прав национальных меньшинств, развития местного самоуправления, а также культуры и спорта. Россия работала в пяти основных структурах Совета Европы: Комитете министров (КМСЕ), Парламентской ассамблее (ПАСЕ), Конгрессе представителей местных и региональных властей, Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) и Конференции неправительственных организаций.
За всё это время нормы, принятые Советом Европы, не раз и не два использовались для давления на Россию и структуры, связанные с нашим государством. Но редко когда те же нормы служили защите интересов страны и её граждан, а также русских, живущих за рубежом.
В 2014 году ситуация окончательно ушла в пике. В связи с присоединением Крыма и событиями на Украине нашу делегацию лишили в ПАСЕ права голоса. В ответ Россия отказалась принимать участие в работе Парламентской ассамблеи на дискриминационных условиях, а в 2016-2018 годах просто не отправляла заявки на продление своих полномочий.
Наконец в 2017 году мы заявили о том, что приостанавливаем выплаты членских взносов в ПАСЕ, так как нас там попросту нет. Между тем Россия вместе с Францией, Германией, Италией и Великобританией вносит самую большую лепту в 454-миллионный годовой бюджет организации.
Потери и приобретения
В ответ на естественный отказ России платить главные европейские чиновники один за другим стали угрожать исключением нашей страны из Совета Европы. Они ссылаются на статью 9 Устава СЕ, согласно которой, если страна не производит уплату взносов в течение двух лет, её членство в организации может быть приостановлено. Генеральный секретарь Совета Европы и его коллеги раз за разом утверждают, что расставание с общеевропейской структурой станет большой потерей для наших сограждан.
Но так ли это на самом деле? К примеру, если ЕСПЧ перестанет тревожить нас требованием различных выплат в пользу наших же недоброжелателей, много ли мы потеряем? Вряд ли.
В свою очередь, большинство отечественных экспертов не раз заявляли, что России не стоит держаться за отвергающий её Совет, если наши полномочия не будут полностью восстановлены. Спорить с этим трудно.
Европейские чиновники сами сделали всё возможное, чтобы нам захотелось уйти. Но пусть сначала вернут наши деньги, ибо претендовать на них они не имеют ни малейшего права.