Кто надоумил Владимира Путина создать гражданский лайнер на базе Ту-160?
Президент РФ Владимир Путин в очередной раз озвучил идею создания сверхзвукового гражданского самолёта на основе самого крупного в мире стратегического бомбардировщика Ту-160 «Белый лебедь». Он напомнил, что в настоящее время Казанский авиационный завод (КАЗ, входит в ПАО «Туполев») занимается проектом модернизированного Ту-160М2.
«Сейчас мы в Казани реализовали блестящий проект. Фактически создали новую машину Ту-160 для вооружённых сил. Сверхзвуковой боевой ракетоносец, и не только сам носитель, но и оружие к нему доработали. Работает всё как часы, просто здорово! Так почему не создать и сверхзвуковой пассажирский самолёт», — сказал Путин.
Аналогичное заявление президент РФ сделал в январе 2018 года.
Призыв Путина разработать сверхзвуковой лайнер в экспертном сообществе восприняли неоднозначно
Источник в ПАО «Туполев» назвал создание гражданского самолёта на базе Ту-160 «практически невыполнимой задачей».
«Я слабо знаком с политикой и не представляю окружение президента. Но мне очень хотелось бы знать, кто тот человек, который вкладывает президенту такие мысли. Я прекрасно понимаю, что Путин не инженер и не может самостоятельно оценивать перспективы подобного проекта», — отметил собеседник.
Как пояснил источник, ПАО «Туполев» с трудом справляется с одновременной реализацией двух крупных проектов: модернизация «Белого лебедя» и разработка стратегического бомбардировщика нового поколения — ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации).
«Загруженность коллектива сейчас неимоверная. Оба проекта требуют привлечения очень больших ресурсов. Прежде всего, речь идёт о людях. Как потянуть третий проект — я даже не представляю. Для разработки сверхзвукового лайнера необходимо нанять сотни инженеров и вложить немало денег в совершенствование инфраструктуры предприятий», — сообщил источник.
В настоящее время ПАО «Туполев» не справляется с первоначальным планом модернизации парка «Белых лебедей». В 2015 году Путин поставил задачу передать войскам 50 Ту-160М2 до 2023 года. Однако контракт на производство первых десяти машин был заключён в январе 2018 года. «Казанцы» должны поставить ВКС самолёты до 2027 года.
Стоимость контракта составила 160 миллиардов рублей
На текущий момент в войсках нет ни одного строевого Ту-160М2. В лучшем случае ВКС не получат только 10 машин. С большой вероятностью президент и Минобороны осознали, что перекачка ресурсов на модернизацию «Белого лебедя» может попросту похоронить проект ПАК ДА, над которым «туполевцы» работают более 10 лет.
С учётом открытой информации и сведений, которые предоставил источник, следует неутешительный вывод о том, что ПАО «Туполев» не обладает необходимыми ресурсами для того, чтобы одновременно успешно реализовать даже два проекта. Если вопрос о разработке сверхзвукового лайнера будет решён положительно, то легендарной компании придётся совсем туго.
Вызывает много вопросов целесообразность самой идеи создания лайнера на базе Ту-160. Дело в том, что военный и гражданский самолёт — совершенно разные в концептуальном отношении машины. «Белый лебедь» — это бомбардировщик, не предназначенный для перевозки людей.
Гипотетически пассажиров можно разместить только в бомбовом отсеке
То есть на основе Ту-160 можно разработать бизнес-джет, но не аналог «Конкорда».
Кроме того, совершенно непонятно, как в текущих условиях, Россия может решить проблему с экономичными и мощными двигателями. «Белый лебедь» летает на НК-32, которые очень прожорливы и способны держать сверхзвуковую скорость в режиме форсажа около 40-45 минут. Данная силовая установка однозначно не может использоваться в гражданском лайнере.
Последние годы «Объединённая двигателестроительная корпорация» работает над семейством авиационных двигателей ПД-14. Однако оно предназначено для полётов на дозвуковых скоростях. Более того, подходящих для сверхзвука двигателей сейчас нет и за рубежом.
Также важно отметить, что особенности конструкции, систем, узлов и агрегатов Ту-160 наверняка представляют интерес для зарубежных разведок. По этой причине нежелательно передавать документацию на самолёт, как и саму машину (пусть и в «демилитаризированном виде») какому-либо иностранному государству. Это объективно снижает экспортный потенциал гражданского варианта «Белого лебедя».
В заключении невозможно обойти стороной чудовищную зависимость отечественного воздушного флота от зарубежных производителей.
В сфере гражданского самолётостроения наша страна отстала почти на поколение и лишилась возможности своими силами разрабатывать лайнеры
История с американскими композитами для МС-21, которую раскопал «Коммерсант», — наиболее яркое доказательство того, что нашему государству необходимо ставить и выполнять куда более приземлённые задачи, чем разработка сверхзвукового лайнера с риском завала других проектов ПАО «Туполев».
Первоочередной задачей является импортозамещение в дозвуковой гражданской авиации. Россия должна обладать возможностью самостоятельно производить МС-21, SSJ100 и обновлённый Ил-96. Погоня за сверхзвуком неизбежно приведёт к оттоку ресурсов из более значимых с практической точки зрения проектов.