Россия прекратит поставки газа по Трансбалканскому коридору с 2020 года, сообщила министр энергетики Болгарии Теменужка Петкова, сославшись на письмо представителей ООО «Газпром экспорт» руководству страны. Значит, и транзит через Украину сократится примерно на 17,5 миллиарда кубометров. Сколько денег потеряет Киев и почему это лишь первый шаг к ликвидации украинской ГТС?
Песенка спета
Трансбалканский газопровод идет из Украины в Турцию через Румынию и Болгарию. Анкара — основной потребитель газа, качаемого по этому маршруту. В 2017 году Турция купила 29 миллиардов кубометров газа, из которых 15,9 миллиарда пришлись на «Голубой поток», остальное — на Трансбалканский коридор.
По этому газопроводу также получают топливо Румыния (1,2 миллиарда кубов в год) и Болгария (3,3 миллиарда). Всего Украина перекачивала по этой ветке порядка 17,5 миллиарда кубометров. Общая прокачка через украинскую ГТС в 2017-м составила 94 миллиарда кубометров, в прошлом году сократилась до 86,8 миллиарда.
Это значит, что с 2020-го «Газпром» почти на четверть сократит прокачку газа через Украину. Учитывая стоимость транзита в 25 долларов за тысячу кубов, со следующего года украинская казна похудеет примерно на 440 миллионов долларов.
Названная в письме «Газпром экспорта» дата совпадает со сроком ввода в эксплуатацию двух ниток «Турецкого потока» мощностью 15,75 миллиарда кубометров в год каждая. В ноябре на торжественной церемонии в Стамбуле Владимир Путин и Реджеп Эрдоган дали команду установить завершающую секцию морской части нового газопровода. Чуть ранее стало известно, что газ по новым трубам потечет не позднее конца 2019-го.
В ходе церемонии Путин отметил, что «Турецкий поток» не направлен против интересов третьих стран и носит созидательный характер. Его слова подтвердил турецкий коллега: Эрдоган заявил, что Анкара планирует поставлять половину поступающего газа в Европу.
Европа свое получит
Разумеется, убытки от закрытия Трансбалканского коридора понесут все страны, по которым проходит газопровод. Та же Болгария потеряет порядка 110 миллионов долларов в год транзитных платежей.
Впрочем, министр утверждает, что это ненадолго. В январе София в лице «Булгартрансгаза» (оператор болгарской ГТС) приняла окончательное решение по строительству нового газопровода. После того как систему введут в эксплуатацию, ее трубы наполнит газ из второй нитки «Турецкого потока» — как и говорил Эрдоган на ноябрьской встрече с Путиным.
В марте определилась еще одна страна — участница этого газового проекта. Замминистра энергетики Сербии Александр Антич заявил, что Белград планирует приступить к строительству своего участка газопровода уже в апреле. С пуском этого маршрута в Болгарию начнут поступать транзитные платежи.
В дальнейшем вторую нитку «Турецкого потока» планируется продлить в Венгрию, так что объемы транзита (и, соответственно, транзитных платежей) для Софии увеличатся.
При этом до пуска «Турецкого потока» в полном объеме Болгария сможет удовлетворять собственные нужды в голубом топливе за счет поставок из Турции по тому же Трансбалканскому газопроводу в реверсном режиме. Заодно получая транзитные платежи за прокачку газа в Румынию и Молдавию.
Сигнал Киеву
Аналитики отмечают, что о прекращении транзита по Трансбалканскому газопроводу после пуска «Турецкого потока» было известно давно и никакого специального уведомления Софии не требовалось. Поэтому письмо «Газпром экспорта» следует расценивать как сигнал Киеву о том, что Украина действительно останется без российского газа.
Причем в основном из-за позиции «Нафтогаза», руководство которого в ходе трехсторонних переговоров по продолжению транзита потребовало от «Газпрома» выполнить сразу несколько условий. В частности, не только обеспечить объем транзита, гарантирующий рентабельность украинской газотранспортной системы, но и выплатить 2,5 миллиарда долларов по вердикту Стокгольмского арбитража.
Министр энергетики России Александр Новак в ответ напомнил, что новый транзитный контракт будет заключен только после того, как между сторонами не останется судебных претензий.
«Газпром» обвиняет «Нафтогаз» в нарушении контрактного условия «бери или плати» (в договоре прописана обязанность украинской стороны оплачивать поставку 52 миллиардов кубометров газа в год) и настаивает на погашении долга за газ, который поставлялся с начала разбирательств в арбитраже. «Нафтогаз» же требует признать ничтожным пункт «бери или плати», снизить цену и выплатить компенсацию за недопоставленное транзитное топливо. После общего зачета всех требований по решению арбитража «Газпром» остался должен почти 2,5 миллиарда долларов.
Киев, судя по всему, надеялся, что США и Евросоюз заставят Россию прекратить строительство «Северного потока — 2» и продолжать прокачку газа только через Украину, но просчитался. И теперь оказался перед реальной перспективой потерять транзит полностью.
Проблема не только в финансах, хотя без транзитных платежей — а это три миллиарда долларов в год — у Украины не остается шансов расплатиться с долгами. Важнее, что без российского газа Киеву придется распрощаться с планами привлечения иностранных партнеров в свою газотранспортную систему.
Напомним: в начале сентября исполняющий обязанности председателя правления «Нафтогаза» Сергей Коновец направил украинскому премьеру Владимиру Гройсману письмо о необходимости продать 49 процентов акций газотранспортной системы страны за семь миллиардов долларов западному инвестору, который сможет добиться от России сохранения объемов транзита.
«Нафтогаз» оценивает ГТС Украины в 14 миллиардов долларов, — указывается в письме. — Если международный партнер заплатит семь миллиардов за 49 процентов акций, такая инвестиция может рассматриваться как определенная гарантия сохранения доходов от транзита на текущем уровне».
Но чтобы кто-нибудь захотел купить украинскую газотранспортную систему, необходимо гарантировать большие объемы прокачки. «Нафтогаз» же своими непомерными требованиями сделал новый договор о транзите невозможным.
А теперь украинский участок Трансбалканского газопровода — 980 километров газотранспортной системы — вообще лишается загрузки. Учитывая, что та же судьба может ожидать всю остальную ГТС, на серьезный интерес инвесторов Киеву рассчитывать не приходится.