Петиция против строительства китайского завода по розливу воды на Байкале собрала почти миллион подписей, и это не единственный пример недовольства населения экономической активностью КНР в стране. Чего опасаются россияне и что об этом думают в Поднебесной?
Не разлей вода
В среду премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минприроды проверить на «соответствие самым современным экологическим стандартам» проект завода по розливу воды на озере Байкал. «Эта тема стала очень острой», — подчеркнул глава правительства.
Речь идет о заводе в поселке Култук на юге Иркутской области. Строительство ведет «Аквасиб» — частная компания, на 99% принадлежащая гражданину КНР Цзюй Гофа (еще одним процентом владеет его русская супруга Олеся Мульчак).
«Аквасиб» планирует брать воду со дна Байкала, перекачивать по подводному трубопроводу длиной в несколько километров на предприятие, которое сейчас строится на берегу озера, разливать по бутылкам и экспортировать в Китай, Южную Корею и Монголию.
Плановая мощность завода — 528 тысяч литров воды в сутки. Первая очередь вводится в эксплуатацию в декабре, на полную мощность предприятие выйдет к 2021 году.
Этот проект возник в 2013-м. За пять лет компания «Аквасиб», по словам ее представителей, получила положительное заключение экологической экспертизы в соответствии с законом «Об охране озера Байкал», а также все предусмотренные законодательством разрешения на строительство.
Однако местные жители выступили резко против. В 2017-м один из них разместил на сайте change.org петицию с требованием остановить строительство. Под ней подписалось уже более 900 тысяч человек.
«Ученые подтверждают, что строительство завода нанесет значительный ущерб Байкалу, который и так уже страдает от экологических проблем», — отмечается в документе. В частности, могут пострадать перелетные птицы, традиционно останавливающиеся в этом районе.
К тому же неподалеку от стройки находятся места гнездования птиц, занесенных в Красную книгу. «Это обстоятельство не было учтено при выдаче разрешения на строительство», — подчеркивает автор петиции.
Тем не менее в январе строительство вступило в активную фазу. Местные обратились в Западно-Байкальскую межрайонную прокуратуру с требованием проверить соблюдение экологических норм. Нарушения выявили сразу.
«При осмотре установлено, что строительная площадка объекта захламлена отходами, а временное их накопление осуществляется на территории, не оборудованной в соответствии с требованиями законодательства», — сообщила прокуратура. Кроме того, на стройке обнаружены разливы топлива, которые могли привести к загрязнению байкальских вод.
Впрочем, надежды защитников озера остановить проект быстро развеялись. Как уточнили представители юридической службы «Аквасиба», проверяющие нашли лишь «два мешка мусора и пятно от автомобильного топлива, сейчас территория уже очищена».
Русским нельзя — китайцам можно
Теперь противникам завода может помочь лишь правительство. Эксперты отмечают, что, помимо традиционного отношения к Байкалу как к экологической жемчужине России, недовольными гражданами движет и вполне обоснованное чувство несправедливости.
Ведь китайской компании строительство комбината на берегу озера чиновники разрешили, а местным жителям запрещают возводить дома на берегу и требуют снести все, что было построено до внесения в закон «Об охране озера Байкал» поправок об обязательной экологической экспертизе.
Явные привилегии получил не только владелец «Аквасиба». Как сообщает сайт «Гуаньча» (принадлежит Шанхайскому институту стратегических исследований и выражает официальную точку зрения Пекина), китайцы скупают участки на берегу Байкала и ведут там активное строительство.
«Если по закону купить землю не удается, они нанимают российского посредника, на которого оформляется недвижимость, но фактическим ее владельцем становится гражданин КНР, — уточняет издание. — На приобретенной под предлогом строительства дачи или жилого дома земле появляются в итоге многоэтажные гостиницы и другие элементы туристической инфраструктуры».
«Гуаньча» цитирует одного из китайцев, вложившего в недвижимость на Байкале около 12 миллионов долларов и фактически признающего, что вся эта деятельность нелегальна. «Получение разрешений на строительство и экологических согласований может занять около трех лет, а это слишком долго», — объяснил он изданию.
Российские надзорные органы китайских нарушений почему-то не замечают, хотя за согражданами следят неусыпно, болезненно наказывая за мельчайшие отклонения от норм.
Общественное негодование в связи с китайским проектом на Байкале — самый резонансный, но отнюдь не уникальный случай. Только за последний месяц произошло как минимум два похожих скандала.
Жители поселка Омский в Западной Сибири подали в региональную Комиссию по правам человека коллективную жалобу на строительство городка для 400 китайских рабочих, которые займутся реконструкцией Омского нефтеперерабатывающего завода.
«В Омске много безработных и притом квалифицированных работников, а они (Китайская национальная химико-инженерная строительная компания № 7, подрядчик. — Прим. ред.) привозят китайскую молодежь, которая научится тут работать», — отмечают авторы документа, предупреждая, что строительство китайского поселка обернется «колонизацией омской земли».
В Моргаушском районе Чувашии местные жители на общественных слушаниях выступили против строительства молочного завода китайской компании «Сычуань-Чувашия».
Китайцы купили участок площадью 40 гектаров, на котором планируют возвести перерабатывающее предприятие, административное здание для упаковки готовой продукции, столовую, магазин и кафе, а также физкультурно-оздоровительный комплекс. Представители «Сычуань-Чувашия» пообещали, что все торгово-развлекательные объекты будут доступны и местному населению.
Однако им не поверили. На слушаниях люди жаловались, что китайцы уже огородили стройплощадку, перекрыв подъездные пути к земельным участкам, выделенным для личного подсобного хозяйства.
Правила поведения в России
Недовольство китайскими проектами — проблема прежде всего местных и региональных властей, заинтересованных в инвестициях, создании новых рабочих мест и увеличении налоговых поступлений.
Так, проект байкальского завода по розливу пресной воды предусматривает 1,5 миллиарда рублей инвестиций и 150 рабочих мест. Плюс стабильный поток налоговых платежей.
Неудивительно, что глава Бурятии Алексей Цыденов в начале марта заявил, что «все эти крики и волнения — вообще ни о чем».
«Что касается опасений на тему, что воды в озере не останется, могу привести только один пример: если мы возьмем все, что проходит сегодня через Ангарскую плотину, и то, сколько готов разливать в бутылки завод на Байкале, то это примерно столько же, сколько пропускает плотина за полторы минуты», — объяснил Цыденов.
В середине февраля сайт «Гуаньча» опубликовал большой материал, посвященный недовольству российского населения китайской экономической экспансией.
По мнению издания, граждане КНР, приезжающие на Байкал, не дают зарабатывать русским. «Они останавливаются в гостиницах, принадлежащих их соотечественникам, питаются только блюдами национальной кухни. Их водители и другой обслуживающий персонал — китайцы. Все услуги оплачены еще на территории Китая, поэтому вклад в российскую экономику от них небольшой», — отмечает «Гуаньча».
К тому же китайцы ведут себя в России не лучшим образом. «Далеко не все отличаются утонченными манерами: могут и плюнуть, и мусор выбросить, где их душе будет угодно, — констатирует издание. — У россиян это вызывает чувство неприязни».
Но самое главное, отмечают пекинские аналитики, россияне боятся экономической мощи Китая «в то время как их собственная страна настолько хороших результатов не показывает, а население постепенно уменьшается».
«Россияне недовольны, что Китай использует их страну как базу снабжения энергоресурсами и сырьем, и считают, что КНР хочет нажиться на тяжелом положении в современной России», — заключает «Гуаньча».