Появление 100 российских военных в Венесуэле вызвало панику среди западных элит и СМИ. Громче всех возмущался советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон. Тот самый, который около месяца назад ходил с блокнотом, в котором было написано число 5000 – именно столько американских военных он предлагал Дональду Трампу отправить в Колумбию в январе.
Болтон – главный сторонник свержения режима Николаса Мадуро в администрации 45-го президента США.
«Лекарства вместо пушек»
Стратега Белого дома не устраивает, что Москва отправляет в эту латиноамериканскую страну своих военных и не берёт «пример» с Вашингтона, снабжающего Венесуэлу «гуманитарной помощью». Об этом он написал в своём Twitter:
«Соединённые Штаты посылают еду и лекарства, чтобы помочь народу Венесуэлы. Вместо того, чтобы посылать ядерные бомбардировщики и спецназ, чтобы поддержать коррумпированного диктатора, Россия должна сотрудничать с международным сообществом и поддержать народ Венесуэлы.»
Вспоминая о двух бомбардировщиках Ту-160, отправленных в Каракас Россией в декабре, советник Трампа почему-то в упор не видит гуманитарные поставки, которые с февраля направляет российская сторона. Общий объем груза составляет около 300 тонн. В отличие от российской гуманитарной помощи, американская не санкционирована ООН и венесуэльским правительством, и содержит вооружение, передаваемое сторонникам самопровозглашённого президента Хуана Гуайдо.
Дальше Болтон перешёл к угрозам и ультиматумам: «Соединённые Штаты не потерпят враждебных иностранных военных держав, вмешивающихся в разделяемые в западном полушарии цели: демократию, безопасность и верховенство закона. Венесуэльские военные должны поддержать народ своей страны».
С XIX века, с провозглашения Доктрины Монро США считают Латинскую Америку своим «задним двором». И второе военное присутствие Москвы — спустя 57 лет после Кубинского кризиса – нонсенс. 100 российских военных и два транспортника – ещё не военная база, но толстый намёк на неё.
Свои пять копеек к угрозам в адрес Кремля вставил и глава Госдепа Майк Помпео, который не реже Болтона намекает на силовую акцию США против армии Мадуро. В телефонном разговоре с главой российского МИД Сергеем Лавровым Помпео сказал, что США «не будут бездействовать», если Россия продолжит отправку военнослужащих в латиноамериканскую страну.
Дружба по-бразильски
К выдавливанию Россию из Венесуэлы США подключили своих региональных союзников и марионеток. Организация американских государств (ОАГ), куда входят США, Канада и 33 страны Латинской Америки и которая поддерживает Гуайдо, выступила с официальным осуждением:
«Генеральный секретариат ОАГ отвергает недавнее военное проникновение России на территорию Венесуэлы, которое не было разрешено Национальной ассамблеей, как того требует конституция страны. Это было сделано в поддержку правительства, которое объявили незаконным.»
Прибытие российских самолётов и военных называется нарушением суверенитета Боливарианской республики и расценивается как незаконное ввиду того, что ОАГ считает Мадуро «узурпатором».
Примечательно, что под это дело подписывается и Бразилия, которая ещё недавно считалась чуть ли не союзником России. Президент Жаир Болсонару, которого ещё называют «тропическим Трампом», ставит в приоритет США, а не партнёра по БРИКС. В конце февраля, наряду с Колумбией, Бразилия тоже дала разрешение на проход американского «гуманитарного конвоя» через свою территорию в Венесуэлу.
Пустые угрозы
Все эти заявления, критики и угрозы ровным счётом ничего не стоят. Потому, что реально что-то противопоставить российской армии в Венесуэле США и их союзники не способны. Такую неутешительную для Запада оценку даёт немецкое издание Der Tagesspiegel. Его политический обозреватель Франк Герольд пишет, что переброска русских солдат – это ещё не интервенция, но «недвусмысленный сигнал». Хотя автор называет появление 100 военнослужащих «вмешательством во внутренние дела», он считает его оправданным из-за миллиардных оружейных поставок России, а также инвестиций «Роснефти» и «Газпрома» в венесуэльский энергетический сектор:
«Все это будет поставлено на кон при смене режима. Вот почему стратегия называется «Спасение автократа» — как в Сирии. Сопоставим и сценарий. Президент России — хладнокровный игрок. Он ставит на быстрые военные действия и на то, что Запад не готов к прямой конфронтации. Это сработало не только при спасении сирийского правителя Башара Асада. Это стало рецептом успеха и во время оккупации Крыма.»
Страх США кроется не только в том, что российская армия может помешать им свергнуть Мадуро — также, как это произошло в Сирии с Асадом, а в более масштабной проблеме. Уже 57 лет Пентагон не испытывал серьёзной угрозы в Западном полушарии. Если Мадуро изменит конституцию и откроет базу ВКС, США получат такую головную боль, что будут с сожалением вспоминать тот день, когда признали Гуайдо президентом Венесуэлы. В тот момент, когда Трамп вышел из ДРСМД, база в Карибском море окажется для Москвы весьма кстати, чтобы вынудить Пентагон убрать свои системы ПРО и не размещать наступательные ракеты в Румынии, Польше и Прибалтике.