В 2018 году наш «нефинансовый сектор», то есть производство и торговля, потеряли 6,5 миллиарда долларов, вложенных когда-то иностранцами. И это – отличный повод для оптимизма.
Что происходит
Центробанк России опубликовал тревожную информацию: в 2018 году установлен исторический антирекорд по капитальным инвестициям в нефинансовый сектор России. Минус 6,5 миллиарда долларов – такого ещё не бывало. Причём в первом полугодии всё выглядело ещё пристойно, шёл умеренный рост, как и в предыдущие годы. А в III и в меньшей степени IV квартале – феноменальный обвал, констатирует РБК.
В общей сложности господа инвесторы за год принесли нам 15,9 млрд долларов (и это тоже близко к антирекорду, в среднем в этом десятилетии в Россию вкладывали 30-35 млрд долларов ежегодно), а утащили 22,4 млрд. Это, конечно, несравнимо с тем, как вывозят свои кровью и потом скопленные капиталы наши собственные сограждане, но тоже достаточно чувствительный удар. Особенно в период, когда правительство никак не может поймать жар-птицу экономического роста, уповая в основном на строительство, которым сыт, к сожалению, не будешь.
Как было раньше
Интересно, что предыдущий квартальный антирекорд – минус 4,8 млрд в IV квартале 2005 года – пришёлся, напротив, на период стремительного экономического роста. Правда, 20 сентября Московский городской суд, рассмотрев кассацию по первому «делу Ходорковского», лишь незначительно снизил приговоры обвиняемым, но инвестиционный бизнес циничен, и какого-то повального ужаса это событие не вызвало. Не было ни скачков рубля, ни «чёрных лебедей» – просто, как обычно, в конце года западные инвесторы фиксировали годовую прибыль на российском фондовом рынке и выводили прибыль за границу. Другой вопрос, что обычно на смену им приходили новые деньги, но в 2005 году этого не произошло из-за того, что министр финансов Алексей Кудрин анонсировал либерализацию условий для инвестиций – сокращение их минимальных сроков. Вот спекулянты и придержали свои активы, чтобы работать по любимым коротким позициям.
Провал III-IV кварталов 2018 года в подобные схемы не укладывается. Но у него есть своё объяснение. Даже два.
1. Вариант панический
Корабль российской экономики, дрейфующий под управлением даже не старпома, а скорее боцмана, действительно дал течь от снарядов западных санкций. И крысы – иностранные инвесторы – спасают свои капиталы от собственных ядер. Они долго надеялись на лучшее: после оттока 2015 года вновь понесли свои денежки в нашу экономику, ибо где ещё в современной экономике можно получить 10% прибыли в год, а то и больше, если грамотно уворачиваться от налогов? IV квартал 2016 года, уже полный холод в отношениях с Западом – 19,8 млрд прямых инвестиций в нефинансовые инструменты, четвёртый показатель в истории! Поверили, поверили в Россию-матушку, в её устойчивость и нефть. Сочли, что потопить этот «Варяг» извне не получится.
А сейчас – уходят. Уходят по команде и добровольно, не только от «санкционных» Дерипаски и Вексельберга, но и бросая собственные вложения, как это сделал Ford. Люди, которые играют не в финансовом секторе (спекулянты кишат именно там), склонны продумывать своё поведение. Они знают, что делают и чего боятся.
Всё это говорит о том, что настоящая война против России только начинается. Что предыдущие пять лет шла пристрелка.
2. Вариант патриотический
Но повод ли это для паники? В мире бизнеса нет места альтруизму – это наивная Россия позволяет себе отдавать десятки миллиардов долларов, прощать триллионы рублей менее развитым странам. Цель же иностранных инвестиций внутри России одна – вложить поменьше, урвать побольше, и неважно, во что вкладываются деньги – в эфемерные облигации или недвижимые арматуру и бетон.
Причём не все попавшие в статистику инвестиции реально ушли из страны. Часть просто «поменяла гражданство» – это называется «деофшоризацией». Нет, к сожалению, из вольных юрисдикций в объятия родины мало кто возвращается добровольно, но тут санкции работают на нас: вынужденно переводят деньги на родину Алексей Мордашов (а вы думаете, он инвестирует в «Ленту» из любви к искусству?), Алишер Усманов, Виктор Вексельберг, Олег Дерипаска. То есть инвестиции остаются и даже растут, просто они теперь не кипрские или нидерландские, а самые что ни на есть российские.
* * *
Как обычно, истина где-то посередине. И крысы бегут, и (вот какое бы животное сюда подставить?) возвращаются. Действительно, зарубежные инвестиции или уходят, или маскируются под российские (да, это делают не только наши сограждане). Действительно, ожидание «адских санкций» изрядно портит деловую атмосферу. Но и деофшоризация, пусть и вынужденная, работает (ту же «Ленту» Мордашов покупает отнюдь не у соотечественников, и это тоже будет записано как отток иностранных инвестиций). И контроль перемещения капитала становится более качественным, что тоже отпугивает любителей «сунуть – вынуть и уйти».
Деньги у России есть и без чужих инвестиций. Другой вопрос, что они-то как раз вложены в зарубежные облигации и депозиты – и вот это уже реальная проблема.