Пожалуй, один из наиболее интересных вопросов, обсуждавшихся на Арктическом форуме в Санкт-Петербурге всеми заинтересованными участниками, — это взрывной рост производства русского «арктического СПГ».
Здесь нет ничего особенно удивительного, история вопроса говорит сама за себя: первый «опытный технический» объем ямальского СПГ был произведен по историческим меркам совсем недавно, 9 ноября 2017 года. Буквально через неполный месяц, 5 декабря того же года, на первой линии началось промышленное производство сжиженного природного газа и первая партия «русского арктического СПГ» ушла на новом совкомфлотовском танкере «Кристоф де Маржери» в сторону Великобритании.
Анекдотически оказавшись, как выяснилось чуть позднее, в порту Бостона, США.
А уже в декабре 2018-го пришли новости о запуске четвертой очереди проекта, в связи с активным развитием которого Минэкономразвития было вынуждено даже пересмотреть в сторону увеличения оценку роста ВВП России за 2018 год. Когда статистика даже не успевает за действительностью, это о многом, знаете ли, говорит. Вообще же, как заявил недавно глава основного акционера проекта по производству русского арктического СПГ компании НОВАТЭК Леонид Михельсон, на сегодняшний день реальная мощность трех линий завода «Ямал СПГ» превышает проектную (16,5 миллиона тонн) и фактически составляет 17,5 миллиона тонн. После запуска четвертой экспериментальной линии (полностью на отечественном оборудовании) она составит более 18,5 миллиона тонн в год.
И это далеко не предел.
По крайней мере, по оценкам главы Минэнерго Александра Новака, к 2035 году Россия должна будет производить от ста до ста сорока миллионов тонн сжиженного природного газа. Всего же на данный момент глобальный рынок СПГ прогнозируется в 300-350 миллионов тонн, и, по мнению Новака, Россия вправе претендовать примерно на 40 процентов. Многие эксперты считают, что даже это — весьма консервативный прогноз.
Для иллюстрации: упомянутая выше третья линия «ЯмалСПГ» была запущена на год (!) раньше проектного срока. К 2023 году же должна выйти первая продукция с Гыданского полуострова, с месторождения «Утреннее», в рамках проекта «АрктикСПГ — 2».
Это, в общем, не может не вызывать вполне естественной обеспокоенности в конкурентной борьбе за рынки. Причем не только со стороны наших зарубежных соперников, но и у отечественных производителей трубопроводного газа. Стратегическая ситуация для рынков сравнительно новая, в ней надо тщательно разобраться. И еще не хватало, чтобы российские отраслевики в разных своих ипостасях соревновались между собой. НОВАТЭК даже пришлось выступать со специальным разъяснением: в настоящее время 96 процентов СПГ с проекта «Ямал СПГ» по факту законтрактованы на поставку в Азию, Испанию, а также, цитируем, «на терминалы перегрузки, которые в дальнейшем направляются покупателями на другие рынки». И в дальнейшем на традиционные для «Газпрома» европейские и иные торговые площадки российский СПГ совершенно не намерен претендовать. На этом настаивает глава НОВАТЭК Михельсон в рамках дискуссии на все том же Арктическом форуме: «Нам надо смотреть на другие рынки. Есть рынки Португалии, Испании, есть английский рынок. <...> Но естественно, развивать увеличение потребления газа в Европе Россия обязана за счет существующей газотранспортной системы», — подчеркнул глава НОВАТЭК.
Подобного рода дискуссия куда важнее для стратегического развития глобальных энергетических рынков, чем блошиные танцы вокруг «украинской трубы».
А наиболее остро стоящий вопрос для арктического сжиженного природного газа сейчас заключается во взаимодействии с «Росатомом»: для более агрессивной стратегии в этом направлении отрасли жизненно необходима круглогодичная навигация по Северному морскому пути. И производители российского СПГ рассчитывают обеспечить ее уже к 2024-2025 годам, еще до появления в распоряжении Северного морского пути ледокола «Лидер», при помощи ЛК-60, которых к этому времени там будет работать не менее пяти штук.
Хотя с «Лидером», который появится «в железе» чуть позже, это будет уже намного выгоднее и намного быстрее: ЛК-60 даст скорость проведения караванов в восемь-девять узлов, «Лидер» же вполне способен увеличить ее до 13 узлов. Это совсем другая коммерческая загрузка, о чем на том же форуме много кто говорит. Но круглогодичная навигация на восток необходима до появления суперледокола (напомним, атомоходы проекта 10510 «Лидер» задуманы как самые мощные в мире (120 мегаватт)). Рынки ждать не будут, и это всем сейчас надо предельно отчетливо понимать.