Материал комментируют:
Андрей Фролов
Дмитрий Корнев
Россия может лишиться выгодного контракта на поставку вооружений в Индию. Минобороны этой страны для согласования закупки танков Т-90МС на 1,92 млрд. долларов требует более высокого уровня локализации производства комплектующих. Об этом американской Defense News сообщили в индийском оборонно-промышленном комплексе.
По информации издания, оборонное ведомство Индии хочет повысить долю комплектующих, производимых внутри страны с нынешних 40% до 80%. Сейчас из России поставляются артиллерийские системы к Т-90МС, часть деталей к которым делают в Индии. Однако там не производят двигатели и трансмиссии к танкам, а это составляет 40% от их стоимости.
Предполагается, что танки Т-90МС будет производить государственный завод тяжелых транспортных средств по лицензии российского «Уралвагонзавода». Одним из требований индийцев к поставщикам является передача технологий. Такого рода «надежной сделки» между сторонами заключено не было, что может привести к удорожанию производства и обслуживания техники.
На данный момент контракт на поставку 464 единиц Т-90МС предварительно одобрен комитетом кабинета министров Индии по безопасности. Ранее Индия получила из России две партии Т-90: 310 и 347 танков, частично собранных там из машинокомплектов, частично российской сборки.
Читайте также
От «Хаски» до «Лайки»: На корабли ВМС США начнет охоту «собачья стая» русских субмарин
Атомная подводная лодка пятого поколения появится через 8 лет
Успешные продажи российских танков в Индию могут объясняться неудачей их собственной программы по созданию танка «Арджун». В условиях перманентного конфликта с Пакистаном и традиционно прохладных отношений с Китаем у Дели не остается выбора, кроме как закупать такого рода вооружение у других стран.
Долгое время Индия была крупнейшим импортером вооружений в мире и лишь недавно уступила пальму первенства Саудовской Аравии. На индийском рынке вооружений Россия конкурирует, в частности, с США и Франции. Таким образом, речь идет не только о военных поставках, но и о политическом соперничестве.
По словам главного редактора портала MilitaryRussia. ru Дмитрия Корнева, требование индийцев о локализации не является для нашей страны чем-то совсем новым.
— С использованием Индией Т-90МС проблем быть не должно. Ведь мы традиционно поставляем им танки. Это и Т-72, и Т-90. Мы же их и обслуживали. Поэтому мы знаем условия их эксплуатации в жарком тропическом климате. И потом, наши танки проходили испытания, в том числе боем, в Афганистане, в Сирии, во Вьетнаме, в наших южных округах еще в советские времена.
Основная проблема для Т-90МС в Индии — это система кондиционирования. Она создана и отработана. И что важно, они создавались специально под южный вариант поставок.
«СП»: — Индийцы вдруг потребовали более высокой локализации, чем это планировалось ранее. Как-то боязно делиться секретами…
— Локализация сборки в последние 5?10 лет одно из основных требований, которые Индия предъявляет при закупке практически любой импортной техники. Должна быть как минимум локализация сервисного обслуживания, а то и сборки. С этим сталкиваются все: и американцы, и французы, и мы. Крайне редко кому из мировых поставщиков удается это требование как-то обойти. Иначе, индийцы просто не покупают.
Кстати, в советское время поставляемые нами самолеты МиГ-21, МиГ-27 тоже собирались в Индии. Последний получил даже местное индийское название «Бахадур». То есть это не новая традиция.
«СП»: — Не проще ли покупать готовые вооружения, «под ключ»?
— За счет локализации Индия поддерживает свою экономику, развивает ее. При этом они не обязательно получали технологии. По крайней мере, критичные. Для танка Т-90МС такими технологиями являются производство двигателей и всех сталей. А вот сборка танка с двигателем, произведенным в России, или с башнями, поставленными из России, уже не ведет к передаче критичных технологий.
Но тут возникают всякие скользкие моменты. Например, кто будет обеспечивать гарантию на нашу технику, собранную руками индийских сборщиков. Поэтому, возможно, есть уже и какие-то запросы на технологии. Но почему бы и нет? Вокруг этого и могут вестись переговоры.
«СП»: — Можно чуть подробнее про критичные технологии…
— Для танков это броня корпуса, броня башни, это активная броня, которая навешивается на корпус и на башню. Тем более что на танке Т-90МС используется активная броня последнего поколения. По своему совершенству такая броня только на Т-90МС и на «Армате». Даже в российских Вооруженных силах она пока практически не используется. Также к критичным технологиям можно отнести производство систем управления стрельбой, танковой пушки.
Есть классическая уже история о том, как в свое время СССР поставил Египту танки Т-72 с усеченным функционалом и это случайно вскрылось. Речь как раз шла о системах управления стрельбой. Был большой скандал. Поскольку системы управления стрельбой могут быть разные, это сильно влияет на реальные боевые возможности танка.
Сейчас система управления стрельбой должна быть уже цифровая, современная. И поскольку Индия — продвинутая в смысле IT-технологий страна, ее программисты известны на весь мир, то они там могут что-то сделать и сами. Или сделать совместный с Россией продукт. Это имело бы смысл. Так, кстати, мы делаем в случае ракетного комплекса «Брамос». Интерфейс управления на нашем комплексе делался индусами.
Главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов не исключает танковые баталии между Индией и Пакистаном.
— Для индусов танк Т-90МС более-менее известный. Они уже собирали Т-90 самостоятельно из российских машинокомплектов. Появились уже сообщения, что и двигатели освоили. Так что теоретически повышение доли локализации возможно. Другое дело, что конкретно они хотят в оставшиеся 20 процентов включить. Это предмет переговоров.
Вообще, для Индии это все привычно. Они же сейчас активно продвигают программу Make in India. Стараются везде, где можно и где нельзя, повышать долю локализации.
«СП»: — Общее число наших танков в Индии огромно — превышает 1 тысячу. Зачем им столько? С кем Индия собирается ими воевать?
— В первую очередь с Пакистаном. Наши Т-90МС предназначены для противостояния пакистанским танкам. А у Пакистана украинские Т-80 и танки «Аль-Халид». Это тот же Т-80, только производства Китая.
«СП»: — С Китаем Индия ведь тоже «на ножах». Правда, двинуться маршем на Пекин индийским танкам будет трудно — на границе Гималаи…
— Вообще-то, индийцы как-то затаскивали Т-72 на высоту 3 километра…
«СП»: — Получается, в случае горячего конфликта с Пакистаном с обеих противоборствующих сторон будет советская по сути техника?
— Скорее, техника советской школы танкостроения.
«СП»: — Странно, поставляя на внешний рынок сотни Т-90МС мы совершенно забываем про собственные Вооруженные силы. Судя по открытым источникам, в 2018—2019 годах Минобороны закупит всего 10 таких машин. Почему так происходит? Нет денег? Или танки уже не так важны с военной точки зрения?
— Во-первых, у нас идет модернизация Т-72. Есть Т-80Т, Т-80У… Во-вторых, армия ждет «Армату», а она превосходит Т-90МС. Кроме того, есть еще закупки Т-90М. Танков хватает.
О политических аспектах требований Индии к России нам рассказал научный сотрудник Центра изучения Индии Института востоковедения РАН Сергей Рабей.
— Требование локализации производства наших танков в Индии очень даже укладываются в нынешнюю парадигму экономического курса Индии — Make in India. Правительство привлекает иностранных инвесторов и компании для развития производства на территории Индии. То есть это общий курс страны.
Цель этого курса — подстегнуть индустриализацию. Индия в ней нуждается. В течение нескольких лет темпы роста экономики здесь были на уровне 8%. И если сейчас они упадут, то в этом можно будет обвинить нынешние власти. Кроме того, Индия пытается конкурировать с Китаем как мировая фабрика.
Читайте также
Су-57, Су-35 и Rafale выигрывают битву за турецкое небо у F-35
Трамп напрасно пугает Эрдогана, что не продаст ему новейший истребитель США
«СП»: — Получается, соглашаясь на требования Индии о локализации там производства Т-90МС, Россия способствует индустриализации Индии. И отчасти способствует собственной деиндустриализации?
— В принципе, да. Соглашусь. Но наши официальные лица не раз заявляли, что мы с Индией больше, чем друзья и тот факт, что мы готовы делиться с ней технологиями, организовывать производство на ее территории, свидетельствует об этом. А бонусы от этого экономического сотрудничества Россия имеет на политическом фронте.
«СП»: — Недавно на границе Индии и Пакистана было очередное обострение. Увидим мы танковые бои где-нибудь в штате Джамму и Кашмир?
— На мой взгляд, этот эпизод был сконструирован искусственно, чтобы поднять рейтинги действующей власти в Индии. Например, уже известно, что бомбить там старались чистое поле, избегая военных и гражданских объектов. В большой конфликт это вряд ли перерастет. После выборов, которые уже начались и продлятся месяц, об этом забудут.
Хотя военная техника по-прежнему стянута к границе. Причем Пакистан до сих пор не открыл свое воздушное пространство для гражданских самолетов.
«СП»: — Премьер-министр Нарендра Моди ведь националист…
— Ему нужен образ защитника нации. Благодаря, в том числе, обострению на границе с Пакистаном у его партии сейчас очень хорошие позиции на выборах.
Военные новости: В США строят корабли-роботы для борьбы с Россией и Китаем
Военные технологии: Су-57, Су-35 и Rafale выигрывают битву за турецкое небо у F-35