О том, что войска начали получать комплексы «Авангард», заявлено на наиболее авторитетном уровне — об этом объявил командующий РВСН Сергей Каракаев. «Продолжается приём в эксплуатацию с постановкой на боевое дежурство стационарных и мобильных ракетных комплексов пятого поколения «Ярс» и «Авангард», — сказал он. — В Ясненском ракетном соединении развёрнута инфраструктура для постановки ракетного полка с комплексом «Авангард», который заступит на боевое дежурство уже к концу 2019 года».
То есть принцип простой: стояли под городом Ясный Оренбургской области четыре полка 13-й ракетной Оренбургской Краснознамённой дивизии 31-й ракетной армии РВСН со своими межконтинентальными баллистическими ракетами Р-36М2 «Воевода», а теперь один из полков получил инфраструктуру под эксплуатацию ракетных комплексов с гиперзвуковой планирующей боевой частью.
Инфраструктура для «Авангарда»
Что это за комплексы? Ряд экспертов полагает, что это уже давно известные межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) УР-100Н УТТХ, которые натовцы величают «Стилетом». Указывается при этом на то, что, мол, в Госпрограмме вооружений ГПВ-27 присутствует комплекс шахтного базирования для этого изделия.
Другие эксперты опираются на намёки военных, что «Авангард» будет ставиться на новую же ракету «Сармат», как только та поступит на вооружение. Что было бы, согласимся, логично — «поженить» не имеющую аналогов в мире необоримую ракету с не имеющим аналогов в мире неуловимым боевым блоком. Тем более что и испытания «Сармата», и испытания гиперзвукового глайдера Ю-71, в котором подозревают прототип боевого блока «Авангарда», проходили как раз на базе Оренбургской дивизии.
Впрочем, как раз «Авангард» испытывали, как говорят, на носителе как раз УР-100Н УТТХ…
Но есть одно обстоятельство, позволяющее с известной долей вероятия предположить, какая такая инфраструктура была модернизирована под новые комплексы.
Итак, УР-100Н УТТХ (она же по индексу ГРАУ 15А35, она же РС-18Б, она же SS-19 mod.2 Stiletto) на вооружение принята ещё в 1979 году. В основе её — известная УР-100 самого лютого конкурента знаменитого ракетного конструктора С. П. Королёва Владимира Челомея. Того военные очень ценили за технологичность и надёжность его изделий. Показателем этого может служить тот факт, что УР-100 стала самой массовой боевой ракетой в составе РВСН.
Серийное производство УР-100Н УТТХ осуществлялось до 1985 года, наделали их 360 единиц. Срок службы этих ракет продлевался до 35 лет. То есть до 2020 года они будут в форме, а далее их будут заменять. Чем? Только «Сарматами», более ничего не остаётся.
Отметим: размещаются эти ракеты 15А35 в стационарных ракетных комплексах 15П035, включающих шахтные пусковые установки 15П735 с унифицированным командным пунктом 15В52У высокой защищённости.
А в чём у нас размещаются оренбургские «Воеводы» в дивизии с опасным номером? Ракетный комплекс четвёртого поколения Р-36М2, он же 15П018М, или РС-20В, или по классификации НАТО — SS-18 Mod.5/Mod.6 Satan с многоцелевой межконтинентальной ракетой тяжёлого класса 15А18М размещается тоже в шахтных пусковых установках 15П7, только оборудованных в версии 15П718М. Унифицированный командный пункт высокой защищённости носит шифр 15В155.
А что же РС-28 «Сармат», он же Satan-2? А эта ракета, насколько можно судить по скудным открытым данным, тоже как-то «генетически» близка к предыдущим. Например, двигатель — модернизированный РД-264, применяемый в МБР Р-36М2. А двигатель — «наше всё», от него можно «танцевать» всю ракету. Впрочем, можно и не трудиться: в прессе случались упоминания, что под испытания «Сармата» переоборудовались те самые ШПУ 15П718, которые предназначены для Р-36М. И, в общем, нет ничего удивительного, ведь «Сарматы» и призваны были изначально сменить на вооружении мощные, но подустаревшие «Воеводы».
Так что, надо полагать, инфраструктура под «Авангарды» является инфраструктурой под «Сарматы». А пока те задерживаются — переносится, увы, их принятие на вооружение, и уже не первый раз, — боевые глайдеры складируются, а при необходимости могут быть быстро поставлены на старые, но добрые «Стилеты».
«Авангард» как ведьма на помеле
Путёвку в жизнь ему подписал заключительный испытательный пуск 26 декабря прошлого года, когда запущенный как раз из позиционного района 13-й дивизии в Оренбургской области блок успешно поразил цель на полигоне Кура в Камчатском крае, пролетев шесть тысяч вёрст и повертевшись в воздухе, словно ведьма на помеле. То есть подтвердил свои характеристики и свою готовность. Даже более: при том, что президент Путин во время легендарной уже презентации 1 марта прошлого года назвал цифру в 20 Махов, говоря о скорости глайдера, вице-премьер Юрий Борисов заявил, что на декабрьских испытаниях «гиперзвуковой блок достиг скоростей, близких к скорости 30 Махов, около 27 Махов он набрал скорость».
Это самое важное. Ибо на таких скоростях, по словам Борисова же, «ни одна противоракета не сможет сбить» такой аппарат. «Просто не догонит ни одна наша ракета», — уныло подтверждала это заключение американская пресса.
Собственно, дело не только в скорости, хотя она и является одним из двух главных средств прорыва противовоздушной и противоракетной обороны противника. Скорость обнуляет все возможности нынешних и перспективных систем ПВО на перехват блока. Но есть ещё и маневрирование на этой скорости — по курсу и тангажу. А это значит, что ни один суперкомпьютер системы ПРО не сможет предугадать траекторию боевой части «Авангарда», а противоракеты, использующие принцип кинетического удара — то есть просто столкновения лоб в лоб с взаимным разрушением, — никогда этого самого «лба» русской боеголовки просто не встретят на своём прямолинейном пути.
Так что права была Счётная палата США, когда трагически возвещала: против «Авангарда» «никаких контрмер не существует». И верно: ведь «Авангард» просто отменил весь принцип работы американской ПРО.
Зря они выходили из договора по ПРО, американцы. Теперь вот будут хромать и стонать. Потому что трудно догонять с простреленным коленом убежавшего далеко вперёд соперника.