Совместные учения ВТА (военно-транспортная авиация) и ВДВ, которые были проведены в Крыму с 8 по 12 июля, некоторые окрестили самыми масштабными со времен СССР. Действительно, в небе над Тавридой все было достаточно впечатляющим — 40 самолетов в небе, 2,4 тысячи десантников спускающихся на парашютах. Но если вспомнить учения прошлого и позапрошлого годов, которые проводились под Рязанью и Ульяновском, то в них было задействовано по 50 самолетов и по 2,5 тысячи десантников. И их тоже назвали самыми масштабными. Так что нынешние маневры в Крыму с десантированием и использованием авиации, скорее, уже привычные. Но, бесспорно, очень крупные.
Если говорить о масштабах подобных учениях в Советском Союзе, во время проведения которых выбрасывался массовый парашютный десант, то наиболее серьезными были маневры, получившие кодовое название «Днепр-67». В них участвовали военнослужащие Белорусского и Прикарпатского военных округов, от ВДВ — подразделения 76-й Псковской и 106-й Тульской десантных дивизий. При этом общая численность парашютистов на заключительном этапе учений немногим превышала тысячу человек. Армия тогда больше демонстрировала оборонительную доктрину. А десант — в большей степени предназначался для развития наступательных действий.
Читайте также
Подлодки: Японский «Голубой дракон» сделает знаменитую русскую «Варшавянку» аутсайдером
Почему в России не могут за четверть века создать современную энергоустановку?
Сказывался еще и фактор необходимости минимизировать гибель людей при проведении учений, за которыми гласно или негласно следили западные наблюдатели. На тех же «Днепр-67» при приземлении сошлись в воздухе два парашютиста. Неминуемую гибель предотвратили грамотные действия одного из них — перехватил стропы парашюта товарища и сумел открыть запасной парашют.
А вот несработавшая парашютная система десантируемой самоходной артиллерийской установки могла обернуться большой трагедией — многотонная боевая машина рухнула на землю в ста метрах от трибуны, на которой находились министр обороны маршал Андрей Гречко и командующий ВДВ Василий Маргелов.
Во всех последующих учениях с применением десанта его численность не превышала 1000?1500 человек. Существовало мнение, что для десантирования одной дивизии (по штату мирного времени это примерно 8 тысяч человек плюс техника) придется задействовать всю ВТА советских ВВС.
Сейчас для выброски воздушного десанта численностью в 2,4 тысячи человек было задействовано около 40 самолетов Ил-76МД. Не сложно подсчитать, что на каждом борту было примерно по 60 десантников. Это в два раза меньше, чем может вместить самолет.
То есть теоретически российская ВТА в тот день могла бы выбросить над Крымом и 5 тысяч военных. Однако на этих учениях не десантировалась техника, а это по 3 единицы (БМД) на самолет.
В действительности с самолетами ВТА у нас пока достаточно напряженно. Тех же Ил-76 разных модификаций (а это основной наш военно-транспортный самолет) в составе ВКС числится 210 машин. Реально летающих — немногим более половины. Модернизированных — и того меньше.
Большие планы у армии на модернизированный Ил-76МД-90А, потенциал которого на 25?30 процентов выше чем у базовой модели. До 2021 года ВТА получит 39 таких транспортников, а общая потребность в них, по словам командующего военно-транспортной авиацией генерал-лейтенанта Владимира Бенедиктова, оценивается в 200 воздушных машин. На Ульяновском авиационном заводе «Авиастар-СП», головном производстве этих самолетов, обещают выпускать по 21 Ил-76МД-90А в год.
Имеющихся военно-транспортных самолетов, как показали последние учения в Крыму, хотя и не хватает, но обеспечить масштабное десантирование они в состоянии. Подобного массового десантирования не проводит даже армия США с ее хваленой 82-й воздушно-десантной дивизией. В которой парашютные прыжки совершаются, но большей частью бойцов перебрасывают по воздуху посадочным способом на самолетах и вертолетах.
Вывод: только что завершившиеся учения в Крыму можно считать уникальными как по численности десанта и самолетов, так и по новым стратегиям в отработке подобного рода операций.
В учениях были задействованы военнослужащие 7-й Новороссийской десантно-штурмовой (горной) дивизии — Крым их зона ответственности в Южном военном округе. Однако грузились десантники в самолеты на аэродромах Иваново-Северный и Ульяновск-Восточный, откуда и совершались вылеты Ил-76. При этом не упоминается об участии в маневрах подразделений 98-й десантной дивизии, дислоцированной в Иваново и 31-й десантной бригады из Ульяновска. Вероятно, что им отведены другие площадки десантирования, а новороссийцев «привязали» именно к аэродромам вылета большого количества самолетов. Правда, ряд источников утверждает, что в учениях принимали подразделения ВДВ — 56-й бригады (Камышин) и 11-й бригады (Улан-Удэ).
У десантников были свои задачи, у летчиков — свои. Как сообщается, экипажи ВТА отработали новую тактику десантирования — впервые оно было выполнено с минимальным боковым интервалом между самолетами Ил-76 (около 3 километров) на две площадки приземления, которые находятся в непосредственной близости друг от друга. Десантирование проводилось с высоты от 600 до 900 метров двумя параллельными потоками по 20 самолетов в каждом с интервалами 100 метров между ними.
Воздушным строем управление велось с самолетов дальнего радиолокационного обнаружения А-50У и Ил-22-СУРТ, которые обеспечили надежность десантирования. А уже потом, когда на земле были «захвачены» аэродром и ряд объектов, пилоты Ил-76 продемонстрировали так называемый «афганский заход» — посадка с максимальным градиентом снижения, когда кажется, что многотонная воздушная машина буквально валится с неба.
Оценили масштабность проведенных в Крыму учений с высадкой десанта и на Украине, где считают полуостров «временно оккупированной территорией» и болезненно реагируют на размещенные там российские войска. Украинский генерал, бывший глава СБУ Игорь Смешко, выразил серьезные опасения по поводу маневров. По его словам, если российские десантники подобным образом высадятся на украинской территории, то его страну некому будет защищать. Генерал также высказал предположение, что эти маневры являются ответом Москвы на украинско-натовские военные учения Sea Breeze, которые в тот же день, 12 июля, завершились в Черном море.
— Блестяще проведенные учения ВДВ и ВТА в Крыму никакой угрозы Украине не представляют, — считает военный обозреватель Владислав Шурыгин. — При этом не стоит отрицать, что это такой намек Киеву, в котором продолжают бредить Крымом и готовы на новые провокации. Вот даже «поход на Азов» с новым проходом своих боевых кораблей через Керченский пролив грозятся повторить.
Читайте также
«Армата» стала еще страшнее для «Абрамсов» и «Леопардов»
Сделана долгожданная 125-мм пушка для «Т-14». Есть ли повод для гордости?
Понятно, что военным путем полуостров Украина завоевать не решится. Да и не сможет чисто физически — силенок не хватит. А вот высадить диверсионную группу — в состоянии. Вот и по легенде учений перед десантниками стояла задача освободить от неких террористов захваченный ими аэродром.
Почему позвали десантников? Как таковой «пехоты» на полуострове не так уж и много. Костяк наземного компонента в Крыму составляет 810-я бригада морской пехоты в Севастополе и отдельный 501-й батальон в Феодосии. 126-я бригада береговой охраны, на вооружении которой сейчас стоят танки Т-72Б3, дислоцируется в Перевальном. 8-й артиллерийский полк, оснащенный 152-мм гаубицами «Мста-Б», РСЗО «Торнадо-Г» и ПТРК «Хризантема-С», размещен в районе Симферополя.
Из новых формирований можно отметить 127-ю отдельную бригаду разведки в Севастополе, 97-й десантно-штурмовой полк в Джанкое (формируется на базе батальона).
Может это и не полный список «сухопутчиков», но их концентрация в Крыму и впрямь не велика. Поэтому в случае резкого обострения ситуации у Перекопа нашей обороне может потребоваться срочная поддержка. Как Генштаб планирует ее оказывать в таком случае — показали только что завершившиеся учения.