Материал комментируют:
Виктор Мураховский
Дмитрий Корнев
Несмотря на то, что ввод в строй новых вооружений в целом происходит успешно, по отдельным направлениям случаются сбои. Одним из таких направлений стало танкостроение. Проблемы возникли с гордостью отечественного ВПК — танком «Армата».
По информации «Военно-промышленного курьера», сорван график поставки «Арматы» Вооруженным Силам. Так, до конца 2019 года планируется поставить всего 16 машин, четыре из которых — БРЭМ Т-16 на платформе «Арматы». В то время как по расчетам издания должно быть отправлено 44.
Это следует из трехлетнего контракта «Уралвагонзавода» (УВЗ) с Минобороны РФ, по которому в течение трех лет российская армия должна получить 132 машины, среди которых танки «Армата» Т-14, БМП Т-15 и БРЭМ Т-16. Наверстать недопоставленное до конца года уже невозможно, отмечают военные журналисты.
Причем, речь идет не столько о проблемах с производством новых «Армат», сколько с доработкой самого проекта. Есть вопросы, связанные с контролем экипажа боевой обстановки — революционное расположение людей в бронированной капсуле, а не в башне, вынуждает слишком полагаться на оптику и электронику, что представляет определенный риск.
Кроме того, ожидается доводка отдельных узлов машины. Речь, в частности, может идти о силовой установке, трансмиссии и прицельном комплексе. Также для орудия «Арматы» предстоит разработать новую линейку боеприпасов, среди которых будут и управляемые — с подрывом на траектории полета. Не многовато ли узлов для доработки?
Читайте также
Против нового «Томагавка» Россия выставит «чудо-печку» Путина
Перспективный комплекс РЭБ не оставит шансов американскому «Топору»
Почему столь «сырые» изделия уже поставляют в войска — вопрос отдельный. Главный конструктор «Арматы» Андрей Терликов прояснить этот момент «СП» не смог, сославшись на занятость. Оно и понятно, срыв контракта — дело нешуточное. Хочется верить, что оборонщики наверстают упущенное время.
Ранее в интервью СМИ конструктор «Арматы» хвалил простоту управления танком и системой ведения огня. На параде на Красной площади с этим справлялись даже солдаты-срочники. А вот требования к тем, кто ремонтирует и обслуживает новую технику, повышаются, отмечал он. Правда, в любом случае они не выше, тех, которыми должны владеть работники автосервисов.
В ожидании новейшей разработки отечественного танкостроения, армия выкручивается, как может. По другим контрактам в войска до конца года поступят танки Т-90М «Прорыв-3», Т-80БВМ, Т-72БЗМ с отечественными прицельно-наблюдательными комплексами — всего около 400 единиц. Что же, пока нет «Арматы», выручит старая проверенная техника.
В этой связи вызывает беспокойство информация о том, что американцы заполучили в свое распоряжение танк Т-90 со сварной башней. Причем случилось это «давным-давно». Предположительно, речь идет о Т-90С — экспортной модификации. Получается, что секреты нашего основного боевого танка известны «супостату», а «Армата» все еще не в строю.
Не исключено, что именно осознание этой невеселой истины и привело министра обороны Сергея Шойгу на «УВЗ». Он был там с визитом буквально на днях — 12 августа. Проверял ход выполнения гособоронзаказа. Сопровождала министра его заместитель Татьяна Шевцова, курирующая финансовые вопросы ведомства. Так что все указывает на проблемы с исполнением контрактов, а значит, с комплектованием армии новыми танками.
Как это скажется на обороноспособности страны?
По мнению главного редактора портала Military Russia.ru Дмитрия Корнева, проблемы с «Арматой» вызваны историческим разрывом в связи с крахом СССР, повлиявшим на все отечественное танкостроение.
— Америкацы могли заполучить Т-90 через какой-то реэкспорт. То есть наши танки были куда-то поставлены, допустим в Сирию, там были повреждены, захвачены и перевезены куда надо. Обычно это происходит как-то так. Таким же образом в советское время мы получали израильские «Меркавы», «Абрамсы» американские и т. п.
Другое дело, что от того, что США получили Т-90 нам ни жарко, ни холодно. Ведь Т-90 — это модификация нашего самого популярного танка Т-72. Каких-то кардинальных революционных решений в Т-90 нет. Там есть отдельные улучшения тех или иных узлов. Новая броня на башне… То есть Т-90 — это лучший вариант Т-72 по состоянию на середину 2000-х годов.
Вот если бы американцы заполучили «Армату»…
«СП»: — Кстати, об «Армате». Чтобы ее смог заполучить «супостат», новый танк должен оказаться на поле боя, а до этого быть принятым на вооружение. Но судя по новостям с УВЗ, этот момент наступит еще не скоро. График поставок сорван. Танк опять будут доводить до ума. Главный конструктор в запаре, видимо в цеху, даже не смог поговорить с нами по телефону…
— Есть общая проблема с постсоветским танком. В СССР было три танковых центра. Харьков занимался танками прорыва — это Т-64 и его дальнейшее развитие. Ленинград, Кировский завод, — это тоже танк прорыва, конкурент Харькова, газотурбинный Т-80. И Нижний Тагил — это массовый танк — простой в производстве и эксплуатации, сравнительно дешевый танк — Т-72.
После распада СССР шла возня между российскими танковыми КБ о том, как создать новый танк в противовес американскому «Абрамсу». Там был, например, проект танка «Черный орел», который даже вышел на испытания, его все ждали. Но потом его зарубили, потому что это был омский танк. А УВЗ вышел с проектом «Арматы», который очень хорошо «прошел наверх».
И стали вкладываться в «Армату». Чтобы этот танк победил конкурирующие проекты, в него вложили столько всего современного, что все это промышленностью с трудом осваивается. Там практически нет узлов, которые переняли бы от предыдущего поколения танков. И корпус новый надо делать, и двигатель новый, и электроника новая, система активной защиты новая и т. д.
В результате, сделать ограниченную партию еще смогли, но когда речь пошла о массовом производстве, возникли проблемы. Замечу, что в случае, например, кораблестроения история такая же. Ни один корабль, разработанный в постсоветское время, не строится по графику. И только подлодки типа «Варшавянка», созданные еще в советское время, сдаются вовремя.
«СП»: — А Минобороны в положение ВПК не входит? Им подавай готовый продукт высшего качества?
— Тут же определенный межведомственный конфликт… Ну, и плюс военные опасаются сейчас подписывать бумаги о приемке техники, которая не до конца готова. В советское время такая практика была сплошь и рядом. Поэтому акты о приемке кораблей часто подписывались 31 декабря. А сейчас стали более строго контролировать качество.
О том, насколько критично для безопасности России отсутствие в Вооруженных силах новейших танков нам рассказал военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал отечества», полковник запаса Виктор Мураховский.
— Из планов строительства Вооруженных Сил мы видим, что оснащение Сухопутных войск считается не первоочередной задачей. Это я еще мягко сказал. Все новейшие системы вооружений, запланированные для поставок в Сухопутные войска — танк «Армата», БМП «Курганец», БТР «Бумеранг», самоходная гаубица «Коалиция-СВ» — серийно не закупаются.
Первый контракт на поставку «Арматы», БМП и БРЭМ заключен, по сути, на опытно-войсковую партию. По остальным машинам даже контрактов нет. «Коалиция-СВ» пока на шасси, которое не считается перспективным — оно сделано из узлов и агрегатов шасси Т-90. Единственной приоритетной темой в Сухопутных войсках являлся комплекс «Искандер-М». Здесь все хорошо, есть массовые серийные поставки, и сейчас завершается переоснащение всех ракетных бригад.
При этом значительные средства вкладывались в капитальный ремонт, массовую модернизацию семейства танков Т-72. Дело в том, что основная масса тяжелой бронетехники на период принятия госпрограммы вооружений была не в самом лучшем состоянии. А за счет проведенной модернизации мы получили сейчас вполне боеспособный парк. Сегодня эта работа завершается.
Читайте также
Ядерный монстр «Pluto» посрамлен русским «Буревестником»
Получив надежный импульсный плазменный двигатель, «ракета Путина» станет кошмаром для Штатов
«СП»: — Насколько вообще важна танковая составляющая в современных армиях? Есть ли сейчас угроза развязывания войны сухопутными группировками приграничных блоков, военных союзов или отдельных государств?
— Такая угроза некоторое время существовала на юго-западном стратегическом направлении. Но там все-таки оказались не такие сумасшедшие и решили, несмотря на крики о российской агрессии, в ответ ничего не предпринимать. Так что того, что сейчас имеется в войсках вполне достаточно для сдерживания существующих военных угроз по границам РФ.
Глядя на планы развития бронетанковой техники наших «заклятых партнеров», мы видим, что у них нет в ближайшей перспективе планов перевооружения на новое поколение техники, в том числе тяжелого класса. Поэтому мы не форсируем эту работу. Думаю, что серийные поставки — где-то от 100 единиц в год, будут только за пределами 2027 года. В рамках уже новой госпрограммы вооружения.
«СП»: — По сто танков «Армата»?
— Не только. Я про все семейство: «Курганец», «Бумеранг», «Коалиция-СВ». Возможно БМД-4М десантная. Возможно, появится вариант бронетанковой техники для морпехов.
Военное обозрение: Против нового «Томагавка» Россия выставит «чудо-печку» Путина
Военные новости: Стало известно, когда в США создадут гиперзвуковое оружие