Расследование сбитого лайнера Boeing 737?800 «Международных авиалиний Украины» 8 января после вылета из аэропорта, в результате чего погибло 176 человек, еще продолжается, однако официальный Иран спустя три дня после катастрофы признал «катастрофическую ошибку». О ней говорит и иранский лидер Хасан Рухани, а командующий военно-космическими силами КСИР (Корпус стражей исламской революции) Амир Али Хаджизаде взял на себя полную ответственность за крушение пассажирского самолета. Собственно и факт ракетного пуска был очевиден, подтвержден визуально, поэтому Тегерану отпираться было бесполезно. При этом нужно отдать должное Ирану, который признал сам факт сбитого самолета и выразил готовность выплатить соответствующие компенсации.
Украинский лайнер ранним утром 8 января оказался фактически в эпицентре военного конфликта — за несколько часов до этого Иран нанес ракетный удар по двум американским базам в Ираке, в ответ на убийство своего генерала Касема Сулеймани, и ждал ответной атаки со стороны США. Силы ПВО страны находились в состоянии полной боевой готовности и были готовы к отражению удара с воздуха. С учетом такой нервной обстановки пальца иранских операторов зенитных ракетных систем лежали на кнопке «Пуск», а любая отметка на экране радаров могла померещиться приближающейся военной целью. Boeing 737, скорее всего, был просто перепутан с ракетой или беспилотником. К слову, американская многоцелевая высокоточная крылатая ракета «Томагавк», является дозвуковой (скорость 880 км/ч, а при подлете к цели в два раза меньше) и совершает полет на предельно малых высотах. Ее вполне можно перепутать с взлетающим пассажирским самолетом, который поднялся на высоту чуть более двух километров и находился в непосредственной близости от пункта управления возле аэродрома Тегерана.
Читайте также
США берут на прицел Россию из Тихого океана
Пентагон разместит гиперзвуковые ракеты на островах к востоку от Тайваня и Филиппин
Преднамеренно сбивать украинский лайнер Иран точно не хотел. Большая часть пассажиров на его борту была гражданами этой страны и канадцами иранского происхождения. Опять же противоречий между Тегераном и Киевом как-то не наблюдается, так что национальная принадлежность самолета не могла стать поводом для нанесения по нему ракетного удара. Другое дело, что международный аэропорт в Тегеране, ожидавшем в тот момент ответной американской атаки, не был закрыт для пассажирских самолетов и они взлетали оттуда с интервалом в 20?30 минут. Вылетел и лайнер «Международных авиалиний Украины», но случайный ракетный обстрел почему-то пришелся именно на него. Мог оказаться любой другой. Горе…
Иранские силы ПВО нельзя назвать совершенными, хотя РЛС представлены достаточно современными станциями российского, белорусского, китайского и иранского производства, предназначенными для контроля воздушного пространства. Наиболее эффективными зенитными системами и комплексами являются российские ЗРС С-300ПМУ-2 и ЗРК «Тор-М1» (поставки были завершены в 2007 году), из последнего, как предполагается, и был сбит украинский лайнер. Стоят на вооружении и новые иранские ЗРК Bavar-373, 15th Khordad, Talash, Mersad-16 и ряд других. Они позволяют закрыть воздушное пространство над многими регионами страны, крупными городами, военными объектами, центрами нефтяной и атомной промышленности. При этом силы ПВО организационно находятся как в составе иранской армии, так и в Аэрокосмических силах КСИР. Для общего управления существует оперативное командование единой системы ПВО. Можно предположить, что 8 января произошел некий «сбой системы», то есть ракеты были переведены на ручной режим управления и ПВО КСИР отрабатывало отдельные задачи. В результате чего и произошла трагическая ошибка.
В истории авиации случаи сбитых военными средствами гражданских самолетов известная, но не распространенная практика — преднамеренно лайнеры сбивают редко. 27 июля 1955 года самолет Lockheed L-049 израильской авиакомпании El Al, следовавший из Вены в Телль-Авив, нарушил воздушное пространство Болгарии и был сбит истребителями близ города Петрича. Погибло 58 человек. Болгарское правительство признало ошибку и принесло извинения, а также выплатило компенсации. 21 февраля 1973 года в воздушное пространство Израиля ошибочно вошел ливийский Boeing 727, который был сбит истребителями. Израиль выплатил семьям 108 погибших человек компенсацию. 27 июня 1980 года в Тирренском море (близ берегов Италии) потерпел катастрофу DC-9, погиб 81 человек. Многолетнее расследование привело к заключению, что лайнер стал случайной жертвой воздушного боя между самолетами НАТО и Ливии. Италию обязали выплатить семьм погибших компенсации. 3 июля 1988 года пассажирский Airbus А-320 иранской авиакомпании Iran Air потерпел крушение в районе Персидского залива, погибло 290 человек летевших из Бендер-Аббаса в Дубай. По лайнеру выпустил ракеты крейсер ВМС США Vincennes — по официальному заявлению Вашингтона лайнер был ошибочно принят за иранский военный самолет. 4 октября 2001 года над Черным морем потерпел крушение Ту-154 авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс по маршруту Тель-Авив — Новосибирск, погибло 78 человек. Было установлено что самолет был непреднамеренно сбит украинской ракетой во время учений ПВО. Киев долго не соглашался с этой версией, но в итоге вину признал и выплатил семьям погибших компенсации, проигнорировав при этом требование авиакомпании выплатить ущерб.
Последний в этом списке — рейс пассажирского Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, следовавший по маршруту Амстердам — Куала-Лумпур, который был прерван 17 июля 2014 года в небе над Донбассом. Погибло 298 человек. Международное расследование (в том числе с показаниями российских специалистов) выяснило, что лайнер был сбит из ЗРК «Бук», которая имеется на вооружении Украины и России. Киев настаивает, что пуск ракеты был произведен с территории, контролируемой ополченцами ДНР. Минобороны РФ настаивает на том, что пуск был произведен с подконтрольной украинским военным территории. Ответственность на себя до сих пор никто не берет.
Читайте также
Госпереворот в Сухуме: Абхазию упорно отрывают от Кремля
Чем закончатся волнения в Стране души и откуда ветер дует с призывом свержения власти, понятно многим
Можно упомянуть и сбитый 1 сентября 1983 года в небе над Сахалином корейский Boeing 747 выполнявший международный рейс по маршруту Нью-Йорк — Анкоридж — Сеул, на борту которого находилось 246 пассажиров и 23 члена экипажа. Лайнер отклонился от маршрута более чем на 500 километров и вошел в зону действия советских ПВО. Был сбит ракетами истребителя-перехватчика Су-15, пилот которого по целому ряду причин принял его за самолет-разведчик. Катастрофа, которая вызвала и без того серьезное обострение отношений между СССР и США, вскоре перестала быть поводом для выяснения причин трагедии. В декабре 1990 года во время визита президента Республики Корея Ро Дэ У в Москву, президент СССР Михаил Горбачев принес официальные извинения корейской стороне за катастрофу того рейса.
Похоже, что и сейчас официальный Тегеран никто не собирается серьезно наказывать за случайно сбитый украинский лайнер. Иран как-то вовремя признал свою ошибку и не стал снимать с себя вину. Извинения принесены, компенсации будут выплачены — инцидент, если так можно назвать эту страшную трагедию, вскоре будет исчерпан. Публичная порка отменяется. Более того, буквально на следующий день после катастрофы Вашингтон заявил о готовности сесть за стол переговоров с Тегераном без предварительных условий. По словам постпреда США при ООН Келли Крафт, США «готовы без предварительных условий начать серьезные переговоры с Ираном с целью предотвращения дальнейшей угрозы международному миру и безопасности или эскалации со стороны иранского режима».
Военное обозрение: Шойгу заявил об усилении отслеживания развёртывания США ракет средней и меньшей дальности