Материал комментируют:
Юрий Кнутов
С завершением строительства комплекса противовоздушной обороны (ПРО) Aegis Ashore («Иджис Эшор») в польском Редзиково, Соединенные Штаты установят полный контроль над всей европейкой частью России. Об этом в авторской колонке для ТАСС пишет военный обозреватель Дмитрий Литовкин.
Материал посвящен десятилетию подписания Договора СНВ-3, действие которого завершается в следующем году. И автор рассуждает о том, почему Вашингтон не стремится его продлить.
Объекту американской ПРО в Польше, эксперт уделил чуть больше абзаца. Но его выводы звучат весьма тревожно.
В частности, Литовкин утверждает, что развертывание этого комплекса позволит американцам отслеживать позиции наших баллистических ракет «Тополь-М» и «Ярс» в Татищево (Саратовская область — ред.), Тейково (Ивановская область) и в Козельске (калужская область). А это, по его словам, «134 ядерных боезаряда — чуть меньше половины нашего наземного арсенала».
Он также напоминает, что на данный момент у американцев возникли проблемы — они меняют подрядчика, который не смог уложиться в установленные сроки строительства. Поэтому введение в эксплуатацию и начало функционирование базы откладывается. Но все равно через год-два, как считает эксперт, объект будет закончен, и «тогда военные США смогут взять под полный контроль всю европейскую часть России».
Читайте также
Шойгу уводит COVID-19 в море: В ВМФ нашлось всего одно госпитальное судно
Армия наращивает количество койко-мест, изготовившись к борьбе с коронавирусом
Комплекс Aegis Ashore в Редзиково, как его презентовали в Пентагоне, должен был стать к 2018 году «венцом архитектуры ПРО НАТО в Европе». Однако отставание от графика уже составляет два года. И, по самым оптимистичным прогнозам, завершатся работы не раньше 2022-го.
Как пишут польские СМИ, «ПРО в Редзиково тонет в проблемах». И отставание от графика, не самая существенная из них. Значительно увеличилась стоимость строительства. Изначально предполагалось, что она составит 746 млн. долларов. Но недавно стало известно, что в 2021 году потребуются дополнительные финансирование вливания — 96 млн. долларов.
Эти цифры озвучил в Вашингтоне руководитель Агентства противоракетной обороны вице-адмирал Джон Хилл.
Польские аналитики в своем военном обозрении, в свою очередь, отмечают, что вооружение для базы, в том числе ракетные установки, система радаров и электронное оборудование, уже должны были находиться в Редзиково. Но они остаются на складах. Военные ждут, когда гражданские закончат строительство.
В этом плане, принимая во внимание прогноз Дмитрия Литовкина, мы как раз не заинтересованы в том, чтобы оно шло ударными темпами.
С другой стороны, если через пару лет наша европейская часть, действительно, окажется под возможным ударом, то чем мы можем эту угрозу минимизировать?
— Во-первых, мы сейчас перевооружаем наши Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) — «Тополя» снимаем с вооружения, заменяем их «Ярсами», — комментирует ситуацию военный эксперт, директор войск ПВО Юрий Кнутов. — Потому что, действительно, двух-трех ракет комплекса «Иджис Эшор» достаточно для того, чтобы на разгонном участке перехватить ракету «Тополь». Но для того, чтобы перехвалить ракету «Ярс» нужно пятьдесят таких ракет, что, в общем-то, нереально. Так как скорость у «Ярсов» на начальном участке намного больше, чем у «Тополей». Это, в принципе, относится и к другим ракетам, которые мы сейчас принимаем на вооружение.
Кроме того, размещение американского комплекса в Польше в непосредственной близости от границы Калининградской областью — всего каких-то 150 км — делает его крайне уязвимым даже для наших «Искандеров». Да, собственно, и не только для них…
То есть, у нас достаточно средств, которые могут эту систему вывести из строя.
«СП»: — Но дело в том, что эта система, которую американцы позиционирует, как оборонительную, без особых проблем перепрофилируется в наступательную…
— Действительно, опасность системы «Иджис» в том, что пусковая установка может использоваться не только для запуска противоракет, но и для запуска крылатых ракет. Иначе говоря, при определенных доработках этот комплекс может быть ударным. Все работы с заменой программного оборудования проводятся в течение одного дня, максимум. И «Иджис Эшор» превращается в наступательное оружие.
Мы прекрасно понимаем, чем это все грозит. Потом, у нас там Балтийский флот находится — тоже вооруженный, собственно говоря, крылатыми ракетами.
Поэтому есть чем, скажем так, ответить. Есть возможность вывести из строя наиболее чувствительную часть этой установки — радар. А это самое главное. Поскольку после этого комплекс становится фактически бесполезным.
Другое дело, что несколько лет назад проходила информация о том, что американцы строят специальные станции в других районах Восточной Европы, назначение которых непонятно. И было выдвинуто предположение, что в случае выхода из строя радара, их они собираются использовать для корректировки запуска баллистических ракет средней дальности, а также для комплексов «Иджис».
Но, опять же, мы хорошо знаем места дислокации этих станций. И, естественно, если, не дай бог, какой-то конфликт возникнет, мы нанесем тут же по нему соответствующий удар.
Что же касается перехвата американцами наших ракет, то у нас, еще раз хочу сказать, средства защиты мобильных комплексов тщательно продуманы.
Начальник Генерального штаба РФ Валерий Герасимов говорил о том, что лазерные комплексы «Пересвет» уже встали на боевое дежурство, и будут прикрывать такие системы от ударов противника.
И, конечно, наши новые ракеты, в том числе ракеты «Ярс», они делают практически бесполезной американскую ПРО для борьбы с нашими средствами поражения. Но, опять же, это в том случае, если такой конфликт все-таки будет развязан американцами.
«СП»: — То есть, у нас есть чем защитить и европейскую часть, и любой другой регион?
— Несомненно. Не надо забывать о комплексах С-400, С-500. И о многоканальной системе противоракетной обороны А235 «Нудоль», которая как раз защищает Москву и весь центральный промышленный район страны.
Есть здесь один важный момент: американцы начали разворачивать свои ПРО, не зная о существовании наших систем гиперзвукового оружия и не имея точных характеристик по нашим «Ярсам». Именно поэтому они эти системы развернули.
Читайте также
«От дохлого осла уши»: Киев зря рассчитывает на 8 млрд. долларов за крымский газ
В Киеве надеются на победу в Гаагском суде над Россией
«СП»: — Но сначала они, вроде как, собирались перехватывать ракеты, запущенные из Ирана, а теперь будут следить за позициями наших «Тополей» и «Ярсов»…
— Ну и что. И в Норвегии у них есть центры слежения. Их спутники за нами следят постоянно. Мало того, по Пражскому договору о сокращении стратегических наступательных вооружений, которому на днях как раз исполнилось десять лет, мы, вообще-то сообщаем им районы базирования, и они инспекции проводят.
Вот буквально недавно была информация о том, сколько ракет, пусковых установок уничтожили или отправили на консервацию мы. Сколько американцы. В соответствии этим документом.
То есть, договор СНВ-3 пока работает в полном объеме.
«СП»: — А потом? Действие договора заканчивается, и что дальше?
— А вот дальше, действительно, будет большая опасность.
Тотальная война, это, конечно, вещь страшная — не дай бог, если она случится. Но, если что, те звуковые ракеты, которые у нас ставятся на вооружение («Авангард» уже стоит, теперь будут поступать «Сарматы»), они на сегодняшний день неуязвимы вообще ни для какой системы противоракетной обороны.
Даже, если американцы что-то там отследят, их ракеты нашу не перехватят. Я говорю именно о «Ярсах», которыми мы полностью заменим устаревшие «Тополя».
Напомню, что главная ставка в оборонной доктрине у нас делается именно на Ракетные войска стратегического назначения (РВСН). На втором месте идут Воздушно-Космические силы. В РВСН новая техника уже восемьдесят с лишним процентов составляет. А к началу следующего года обновление будет почти полным. И за счет этого наши войска свою задачу в любых условиях смогут выполнить.
Новости мира: В Госдуме прокомментировали новость о свидетеле пуска ракеты по MH17