Материал комментируют:
Владимир Старинский
Российскому здравоохранению остро не хватает денег: мало врачей, нет оборудования и расходных материалов (порой даже обычных шприцов и бинтов). Главврачи перекладывают свои проблемы на рядовых пациентов, вымогая у них деньги на обследование и лечение, которое должно быть бесплатным.
Скворцова расписалась в непрофессионализме
Как минимум четверть российских докторов (те, что работают в бюджетных учреждениях) получают прямые указания от главврачей, чтобы навязывать пациентам платные услуги. Таковы результаты анонимного опроса, который провел среди отечественных медиков «Общероссийский народный фронт».
ОНФ опросил четыре тысячи медработников (в том числе 3,5 тысячи врачей) в 85 регионах страны. Причем почти 58% опрошенных уверены, что в нынешнем году доля платных услуг в бюджетных медучреждениях выросла. Это прямо противоречит бравурным заявлениям министра здравоохранения Вероники Скворцовой о том, что в государственных больницах доля платных услуг составляет 6,8% и якобы не меняется в течение последних лет.
Читайте также
Развалив медицину, власть грозит врачам тюрьмой
Ведомству Бастрыкина поручили окончательно запугать здравоохранение
Либо министр лукавит, либо плохо представляет себе реальную картину. В любом случае, возникают сомнения в ее профессиональной компетентности. Тем более, что даже Владимир Путин еще в прошлом году называл навязывание платных медуслуг одной из важнейших проблем российского здравоохранения. «К специалистам нужно записываться за месяц, талонов нет, а чтобы сдать анализы — за три месяца. За деньги — в любое время. Это просто прямое нарушение закона, это криминал, за этим нужно следить!» — потребовал президент.
Между тем, Межрегиональный союз медицинских страховщиков опубликовал список бесплатных медуслуг, за которые могут неправомерно потребовать оплату в медицинских организациях, работающих в системе ОМС (то есть по полису). Чаще всего требуют деньги вот за что:
— различные виды аппаратных (томография) и биохимических (анализ крови на гормоны) исследований;
— расходные материалы (в том числе для имплантации и инфузии лекарств);
— пломбировочные материалы в стоматологии, да и за саму стоматологическую помощь;
— лекарства для лечения онкологических заболеваний;
— сокращение сроков ожидания исследования;
— восстановительное лечение и медицинскую реабилитацию;
— консультации «узких специалистов».
Старинский: услуги навязывают самыми разными способами
Однако, и «фронтовики», и медицинские страховщики лишь констатируют наличие проблемы. А вот как сделать так, чтобы медицина в России стала по-настоящему бесплатной. Скажем, в Москве сейчас разрабатывается пациентский портал, где можно узнать о платности медицинских услуг в каждом конкретном учреждении. Понятно, что такой сервис будет недоступен для многих посетителей поликлиник и больниц — пожилых людей, которые не «дружат» с интернетом.
А вот, например, фракция ЛДПР в заксобрании Оренбургской области предлагает дополнить КоАП новой статьей: она предусматривала бы наказание докторов и главврачей за навязывание медицинских услуг пациентам.
Впрочем, все это — верхоглядство. Платные услуги в бюджетных клиниках — следствие системного кризиса в здравоохранении России: остро не хватает врачей (в том числе «узких» специалистов), необходимого медицинского оборудования и расходных материалов. Занижены и нормативы ОМС на оказание медицинской помощи — то есть они не покрывают реальных потребностей клиник на диагностику и лечение. «Разницу» и приходится покрывать за счет навязывания платных услуг.
С просьбой дать практические советы для пациентов, которые столкнулись с вымогательством денег врачами, «Свободная пресса» обратилась к адвокату Владимиру Старинскому.
— Во-первых, в каждой ситуации стоит устанавливать, были ли действительно нарушения со стороны врача. Здесь дело в том, что по ОМС подразумевается использование изделий российского производства, но в отдельных случаях врач может порекомендовать иностранные препараты, если считает их более эффективными. По сути, то же самое и с анализами — если врач считает, что дополнительные исследования приведут к более точной постановке диагноза, то это не нарушение прав пациента. Другими словами, это не нарушение вплоть до того момента, пока пациент может от платной услуги отказаться.
«СП»: — А если пациента все же ставят в ситуацию, когда он не может отказаться от услуги, фактически вынуждая его платить?
— В нашей практике встречаются реальные жалобы пациентов на то, что оказание бесплатной медицинской услуги постоянно откладывают, либо оказывают недобросовестно, либо заранее предупреждают о том, что последствия ее могут быть крайне неблагоприятными. Действительно, в такой ситуации у пациента практически выбора не остается — и он соглашается на платную услугу.
«СП»: — А кто конкретно должен устанавливать, имели ли место нарушения со стороны врача?
— Если пациент уверен в том, что его права нарушены, то он обращается с жалобой. Та инстанция, в которую он обращается, и будет устанавливать факт наличия или отсутствия нарушений в действиях конкретного врача. Пациент может пожаловаться на действия врача руководству медицинского учреждения, в страховую компанию или в Росздравнадзор.
Но пациент и сам до обращения может проанализировать ситуацию: например, посмотреть перечень услуг по ОМС — и сравнить с тем, что ему «советует» врач. Соответственно, если врач настаивает на оказании платной услуги, у которой есть бесплатный аналог, то можно делать вывод о том, что права пациента нарушены. Если же пациент изначально обращается в суд, этот вопрос решается судом.
Новости о здоровье: Российские ученые хотят создать индивидуальную вакцину от рака кожи