Ажиотаж сумасшедший. В очереди люди стоят с ночи. Периодически объявляется перекличка. Отошел не вовремя, пропустил её — вычеркнут из очереди. Кто-то, не согласный с этим, начинает скандалить, кто-то плакать. Когда заветная дверь, наконец, открывается, люди, преимущественно пожилые, торопливо входят, подталкивая друг друга локтями и не только, стремительно заполняя помещение…
Эта «картинка» не из печально знаменитых 1990-х годов с их тотальным дефицитом всего и вся. Это сегодняшняя печальная петербургская действительность. И не магазины атакуют горожане, не акции с распродажами их манят. Речь об аптеках и необходимых для поддержания жизненных сил препаратах. В частности, для тех, кто страдает диабетом.
Согласно профильным директивам Минздарава РФ, многие инсулинозависимые больные имеют право на бесплатное получение как этого лекарства, так и тест-полосок для глюкометра. Последний необходим, чтобы контролировать уровень глюкозы в крови. В поликлиниках льготникам выписывают рецепты на эти средства самоконтроля. Истек через два-три месяца срок рецепта — иди за новым. Хлопотно, конечно, к врачу ведь тоже обычно очереди. Но с бесконечными поликлиническими хождениями наш российский человек уже стерпелся. Теперь новая проблема в этих самых полосках.
К каждому прибору требуются свои. Большинство россиян предпочитают импортные глюкометры. Они считаются более надежными. Соответствующие приобретают и тест-полоски, если таковые имеются. В Северной столице как раз с этим нежданно-негаданно возникли трудности. То есть, в обычных, не социальных аптеках они в продаже имеются. Приходишь, выбираешь, платишь. Одна пачка обходится в среднем в тысячу рублей. Хватает её кому на месяц, кому на больший срок. Тут всё очень индивидуально. Понятно, что имея право на льготу, люди хотят воспользоваться ею. Но удается это с некоторых пор далеко не всем.
Читайте также
Пенсионная реформа: Власть запугивает стариков, используя психологию «опущенных»
Кампания развернутая на то, чтобы держать в страхе пенсионеров, набирает обороты
— После того, как в прошлом году у меня выявили это заболевание, вся жизнь моя сводится теперь к тому, чтобы отслеживать поступление лекарств и тест-полосок в аптеки города, — сказал вашему корреспонденту Иван Николаевич Ш., биолог, кандидат наук, до недавнего времени старший преподаватель одного из петербургских вузов. — Не предполагал, что могут возникнуть сложности с их приобретением. Например, буквально на днях мне пришлось поучаствовать в «штурме» нашей районной соцаптеки, где, как меня загодя оповестили, ждут поставок полосок самоконтроля. Я пришел с утра пораньше, занял очередь, дождался открытия. А попасть со своим рецептом к заветному окошечку не успел. Как-то уж очень быстро кончились тесты нужной мне фирмы. Что называется, дожили!
Ивану Николаевичу ещё, можно сказать, повезло. Отделался стоянием на холодном в эту пору питерском ветру и пустой тратой времени. Двум пожилым женщинам в другом районе города, тоже понадеявшихся на свою льготу, пришлось вызывать сначала охранника, затем скорую. Они подрались, выясняя, кто из них и на сколько минут раньше пришел в аптеку и, стало быть, имеет больше прав на последнюю пачку тестов. Исцарапали друг дружку до крови. Не интеллигентно, конечно, но осуждать их язык не поворачивается. У обеих более чем скромная пенсия. Каждая тысяча рублей на вес золота. Как, в самом деле, не возбудиться в такой ситуации?..
Создалась она не вчера. Более года трясет несчастных петербургских инсулинозависимых больных. А им, между прочим, нервничать никак нельзя. При малейшем волнении сахар скачет вверх. Вовремя не принял меры и — всё, конец. Так случилось однажды с пожилым мужчиной, пришедшим в аптеку за бесплатными тест-полосками. Видимо, переволновался, пока толпился у дверей. Спасти его не успели.
— Подобное и сейчас случается, к сожалению. Два дня назад я сама, выстаивая на холоде у аптеки в нашем Красносельском районе, наслушалась немало подобных историй, — сказала мне старинная приятельница Валентина Александровна С. Диабет у неё диагностировали в начале 2000-х. Держится пока молодцом, хотя без обострений не обходится.
«СП»: — Ты тоже за тестовыми полосками ходила?
— Да. В прошлом месяце льготных мне не досталось, хотя была в очереди всего лишь 87-й. Пришлось покупать. Решила на этот раз прийти пораньше, не за час до открытия аптеки, как в ноябре, а за два с половиной. Была 51-й. Но когда аптека открылась, фармацевт сообщила, что товар «моей» фирмы к ним не привезли… Я ещё, кажется, и простыла, пока там стояла.
«СП»: — Сколько обычно бесплатных пачек выдают льготникам?
— Раньше давали по три-четыре коробки по 50 полосок в каждой. Хватало на три месяца. Как раз на срок действия рецепта. Теперь не знаю…
«СП»: — Отечественные чем-то не нравятся или не подходят?
— Главная их беда — неправильно показывают сахар.
«СП»: — О чем люди в очереди говорят?
— Бросилось в глаза, что многие были очень раздраженными. В самом деле, ранним утром, затемно, зимой, нужно куда-то идти, а кому-то ехать, долго там стоять, как просители какие-то неведомо откуда… Высказывались люди в том смысле, что власть о своем народе совсем не заботится. Политика — политикой, а если народ в стране брошен на произвол судьбы, то ничего хорошего ждать в нашей жизни не приходится. Ни народу, ни самой власти. А то, что творится сейчас с лечебными препаратами, просто какой-то беспредел. Мне кажется, это может быть связано с лоббированием бизнеса своих интересов. Нужные диабетикам препараты довольно дорогие. Если все будут получать бесплатные, то, понятно, бизнес и прогореть может.
Ещё полгода назад более-менее терпимо было с приобретением льготниками инсулина. Но в минувшем октябре «прозвенел звоночек» и в этом направлении. Почти две недели лекарство не могли получить жители нескольких отдаленных от центра Петербурга районов. По словам сотрудницы одной из аптек микрорайона Рыбацкое, в нынешнем году оно поступает крайне нерегулярно. Отсюда и ажиотаж.
Мало, кто понимает, что вообще происходит. Численность горожан, заболевших диабетом 1-го типа (инсулинозависимых) растет, приобретая уже характер эпидемии. В Петербурге официально зарегистрированных 142 тысячи — больше, чем в среднем по России. Всего в РФ 4,35 млн. диабетиков. То есть, каждый 30-й из них — петербуржец.
Процент заболевших постоянно растет. На начало уходящего года он увеличился на 7% по сравнению с прошлым. К тому же, болезнь, прежде считавшаяся уделом пожилых людей, ещё и «молодеет». А самых нужных, самых современных лекарств катастрофически не хватает.
Читайте также
Испытано на себе: Как заработать в России и самому не загнуться
Журналист пошел в чернорабочие, чтобы поправить материальное положение
Об этом в прошлом году много и долго говорили питерские депутаты, обсуждавшие вместе с медиками возможные пути решения проблемы. Хорошо говорили, толково. О том, например, что надо разработать законопроект, «который предусмотрит создание регистра больных и резерва лекарств». И разработали ведь! Однако он был отклонен как преждевременный, поскольку в Госдуме РФ в тот момент проходило предварительное рассмотрение подобного же документа.
«Постараемся принять данный закон на уровне своего региона», — пообещали петербуржцам парламентарии. Попытки выяснить сейчас у них судьбу обещанного законопроекте успехом, увы, не увенчались. В нашем законодательном собрании уже предновогодние настроения, не до лекарств диабетикам.
Ушли от ответа и в городском комитете по здравоохранению. «На сегодня нормативы обеспечения тест-полоской отсутствуют. Обязанность по обеспечению пациентов конкретными марками тест-полос у комитета отсутствует. Оформление льготных рецептов для измерения уровня глюкозы в крови осуществляется без указания торговых марок», — дежурно продекламировала корреспонденту «СП» чиновница.
А в диабетическом общества Петербурга сослались на некие новые приказы Минздрава РФ. В нем, мол, нет нормативов обеспечения изделиями медицинского назначения (тест-полосками для определения глюкозы крови). Поэтому, в соответствии с финансированием, расчет потребности для взрослых с сахарным диабетом происходит по «старым» нормативам. Торговые же марки средств самоконтроля определяются по результатам проведенных аукционов, объявленных комитетом по здравоохранению. Ну, и так далее, и тому подобное.
Знакомый врач из 26-й больницы, которого я долго расспрашивала об особенностях заболевания и эффективности его лечения, был откровенен: «Диабет — болезнь ХХ1 века с его стрессами и катаклизмами, которых в России с избытком. Была бы жизнь у нас в стране спокойней и сытней, не было бы такого количества заболевших. А тут ещё так называемые преобразования министра Скворцовой, породившие многочисленные проблемы в отечественной медицине. И разве только с одним инсулином?..».
Новости мира: Назван самый опасный для здоровья алкоголь