На минувшей неделе состоялись две встречи Дональда Трампа с американскими работниками пера, телекамеры и микрофона. В понедельник он встречался со «звездами телеэфира», а во вторник — с руководством и «журналистским коллективом» газеты New York Times. Характерно, что первая встреча целиком, а вторая частично, проводились, что называется, off-the-record, т.е. не под запись, значит, озвученная информация не предназначалась для публикации.
Вот что об этой форме журналистского общения сказал Гленн Гринвальд, один из главных разоблачителей материалов Сноудена: «Прежде всего, с какой это стати журналистские организации соглашаются на то, чтобы их встреча с Дональдом Трампом была „не-под-запись“? Если ты журналист, то какой смысл разговаривать с влиятельным политиком, если ты заранее соглашаешься, что все останется в тайне? Им безразлично, какое это производит впечатление? Наиболее влиятельные медиа-организации встречаются наверху небоскреба Трамп-Тауэр с наиболее могущественным политическим чиновником страны при том, что все соглашаются сохранить это в полном секрете от общественности? …Тот предлог, который эти медиа-звезды предлагают для такой встречи, крайне неубедителен. „О, нам нужно, — они утверждают, — повести переговоры о доступе (к источникам информации — ред.) и о том, как мы будем вместе работать, а такое обсуждение будет продуктивным, только если все уверены, что об этом не будет сообщено“. Но почему медиа-организации должны сотрудничать с политиками в вопросе о доступе? Просто продолжайте освещать, расследуйте то, что он говорит и что делает. Не соглашайтесь на правила, которые ограничивают или подрывают вашу возможность по агрессивному освещению. Не превращайте себя в вассалов ради того, чтобы получить доступ к королевскому двору».
И к тому же, нужно быть полным идиотом, чтобы верить в то, что содержание беседы с журналистом, и уж, тем более, с кучей журналистов, останется в тайне. Так оно и случилось, когда оскорбленные в своих лучших чувствах «телезвезды» тут нарушили договоренность и бросились плакать в жилетку газете New York Post и журналу New Yorker. И, как отмечает Гринвальд, это был отнюдь «не смелый репортаж, а жалобы недоносков, распространяющих — естественно, на условиях анонимности — слухи о том, что им сказал Трамп. Что хуже — согласиться на встречу с Трампом не-под-запись или после нее неэтично нарушить договоренность, раскрыв именно то, что ты заранее пообещал не раскрывать?».
Так что там было такого, что не стоило раскрывать?
Как сообщает New York Post, один из источников описал это так: «Это был как чертов (мягкий перевод — ред.) расстрельный взвод. Трамп начал с (президента CNN Worldwide) Джеффа Закера и сказал: „Я ненавижу вашу телесеть, все в CNN — лжецы, и вам должно быть стыдно“. Встреча была полной катастрофой. Руководители телеканалов и ведущие пришли туда, думая, что они будут обсуждать доступ к администрации Трампа, но вместе этого получили головомойку в трамповском стиле». Как сообщает Associated Press, помимо си-эн-эновского Закера, там были со-президент Fox News Билл Шайн, президент MSNBC Фил Гриффин, ведущие Дэвид Мюир, Чарли Роуз и Лестер Холт. Видели также Джорджа Стефанополуса и Вулфа Блитцера. Другой «источник» New York Post поведал: «Встреча проходила в большой комнате для совещаний, где было 30−40 человек… Трамп постоянно говорил: „Мы в одной комнате с лжецами, бесчестными СМИ, которые все врут“. Он обращался к каждому в комнате, называя СМИ бесчестными, предательскими лжецами. Он назвал Джеффа Закера по имени и сказал, что все на CNN лжецы… Трамп не назвал Кэти Тур (корреспондент NBC) по имени, но говорил о женщине-корреспонденте NBC, которая все говорила не то. Потом он говорил об ужасном корреспонденте, которая вела дебаты и заплакала, когда Хилари проиграла. А это была Марта Раддатц, которая находилась в комнате».
В общем, ужас и кошмар! Не зря один из звездных плакальщиков сказал, что его, словно описали. И сопроводил эту свою оценку эмоционально-нецензурной тирадой.
Вторая встреча — с хозяевами и персоналом New York Times — носила намного более цивилизованный характер. Настолько цивилизованный, что NYT разместила транскрипт* беседы на своем сайте. Трамп даже назвал газету «великим американским бриллиантом, мировым бриллиантом».
Правда, вел этот «бриллиант» себя как-то не очень блестяще. Где та уверенность в собственной правоте и непогрешимости, с которой они обличают всех других мировых лидеров, особенно если те смеют прекословить Белому дому? Читаешь транскрипт, и от слащавой сервильности приступы тошноты накатывают.
Томаса Фридмана в этом вряд ли кто превзойдет. Все-таки, школа сказывается. Зря он, что ли, от младых ногтей в ЦРУ шестеркой-интерном бегал? Это пока Трамп на свои деньги вел избирательную кампанию, пока он конфликтовал и партийным руководством, и со всем олигархическим истэблишментом — то есть, когда все «знали», что уверенно победит Клинтон, — Фридман лихо ставил на Трампе клеймо «плохого игрока в по-ер», приписывал ему «ксенофобную риторику», «нереалистичные, инфантильные угрозы», «игру на руку ИГИЛ**», «клевету на американское президентство и наши демократические идеалы», «нанесение реального ущерба способности Америки вести коалицию».
Интересно — к кому обращался Фридман, когда писал: «Да ты никакой не американец, брат»? А тут, когда живой Трамп на расстоянии вытянутой руки: «Господин новоизбранный президент, можно мне задать вопрос… по проблеме, которая очень близка и дорога мне, по проблеме изменения климата, Парижского соглашения, каков будет Ваш подход. Вы ведь владеете несколькими самыми прекрасными полями для гольфа в мире?». Это не золотое перо! Это — бархатный язычок!
Нельзя не согласиться с Гринвальдом: «Извиняюсь, что несу плохую весть, но да — Дональд Трамп ненавидит американские СМИ, как ненавидят их подавляющее большинство американцев. И пусть каждая из этих избалованных и изнеженных звезд в той комнате получает многие миллионы долларов в год, и им ежедневно льстят те, кто стоит ниже их, они не достойны уважения и восхищения, особенно со стороны могущественных политиков, деятельность которых они освещают».
* Транскрипт — текст, полученный в результате расшифровки аудиозаписи.
** ИГИЛ («Исламское Государство Ирака и Леванта») — террористическая группировка, деятельность которой в России запрещена решением Верховного суда РФ от 29.12.2014.