Тихая война с «наследием прошлого» - «Мир» » Новости Дня Сегодня
Тихая война с «наследием прошлого» - «Мир» 16:39 Суббота 0 572
11-02-2017, 16:39
Мир 572 0

Тихая война с «наследием прошлого» - «Мир»


Тихая война с «наследием прошлого» - «Мир»

Продолжение. Начало здесь.

Испания в этом году отметила знаменательную для своей истории дату — 80-летие со дня военного мятежа генерала Франко. Он вспыхнул 17 июля 1936 году и перерос в гражданскую войну, длившуюся до 1939 года.

К истории франкизма

История тогдашних событий замазывалась, лакировалась и извращалась франкистской и пост-франкистской пропагандой, что породило ряд мифов, частично перекочевавших и в российскую историографию.

Существует миф о «националистическом» мятеже. Однако серьёзные историки знают, что это был именно фашистский мятеж, хотя и в специфической клерикальной форме. Легенда о Франко, как патриархальном правителе, появилась позже.

Ещё есть миф о том, что Франко, в духе «национального примирения», повелел построить монументальный комплекс в «Долине павших» в память о всех погибших в той войне. И это позднейшая лакировка — он решил тогда почтить память только своих.

Жив миф и о том, что Франко не дал втянуть страну в войну против СССР. Но его разоблачает сам Адольф Гитлер в своём «политическом завещании»: «Поскольку Испания реально не имела ничего, чтобы внести в качестве общего вклада, я пришёл к выводу, что её прямое вмешательство нежелательно».

Много говорят, что франкизм принёс стране материальные блага. Но это тоже из области мифологии. Да, разрушения в Испании в период гражданской войны были не столь уж велики. Однако довоенного уровня развития она достигла только к середине 50-х годов. Другие нейтральные страны сказочно обогатились, торгуя во время войны с обеими сторонами — и Швеция, и Швейцария, и Аргентина, где тогдашний президент Перон жаловался, что в государственном банке нет места для складирования растущего золотого запаса. Испания же под Франко исхитрилась остаться нищей.

Экономический рост в Испании в 60-х годах был связан исключительно с американцами, объяснившими стареющему и впадающему в маразм диктатору: «Берите курс на либерализм и свободный рынок и предоставьте нам военные базы на своей территории, а мы зальём вашу страну инвестициями и туристами. Или вас сметут коммунисты. Выбирайте!».

Но самым авторитетным критиком режима Франко выступил… Адольф Гитлер:

«Режим капиталистических спекулянтов и поповская банда! Я никогда не прощу Франко за то, что он не перемирил народ после окончания гражданской войны (…) за то, что Франко огульно зачислил в „красные“ всех своих бывших врагов, которые, на самом деле, были довольно далеки от собственно „красных“, и обращался с ними как с бандитами. Поставить половину населения Испании за черту закона! И в то же время, с благословения церкви, позволять крохотной кучке олигархов обогащаться за счёт всего остального народа. Я совершенно уверен, что в Испании очень немногие из так называемых „красных“, на самом деле были агентами Москвы. Нас просто по-чёрному обманули, потому что, если бы я знал настоящее положение вещей, я бы никогда не позволил бы нашим самолётам бомбить голодающее население и в тоже время фактически способствовать возврату испанского поповства со всеми их чудовищными привилегиями».

Гражданская война в Испании привела к 450 тысячам погибших. По приблизительным подсчётам, погибли 320 тысяч сторонников республики и 130 тысяч франкистов. По окончании войны страну покинули более 600 тысяч испанцев, при том, что тогдашнее её население насчитывало около 25 миллионов. Таким образом, в пересчёте на численность населения, процент потерь Испании был многократно выше, чем во время гражданской войны в России.

Ничего удивительного, что после смерти диктатора в 1975 году, его «наследие» испарилось без следа. Ибо наследовать, в настоящем значении слова, было просто нечего: Франко не оставил стране ничего.

Сегодня многочисленные выставки и музейные экспозиции отражают раскалённую обстановку внутри испанского общества по «теме Франко». Причем настроения меняются от того, в каком регионе выставки проходят.

Антифранкистская выставка в Центре искусств королевы Софии

Этот мадридский музей современного искусства создан по подобию Центра Помпиду в Париже. Вопреки рекламирующим его туристским проспектам, он мало популярен, как и многие европейские музеи современного искусства. Чтобы оживить пустующие залы, вокруг находящейся в этом музее знаменитой картины Пабло Пикассо «Герника», разместили и эту выставку. И народ повалил, особенно после 17:00, когда вход в музей становится бесплатным. И иногда после просмотра выставки любопытствующие посещают и залы авангарда.

Первое ощущение от неё — воспоминание про «эзопов язык», которым изъяснялись прогрессивные русские журналисты под пятой царской цензуры. Начинаешь понимать, что цензуры в Испании как бы нет, но для такой щекотливой темы, как франкизм, она реально есть, и даже очень. Поскольку говорить и показывать всё, что хочется, нельзя, то изобретательная творческая интеллигенция Испании делает это так, чтобы формально придраться было невозможно, но чтобы все всё поняли. Пусть это и имеет иногда символический или авангардистский уклон. Но это же, в конце концов, музей современного искусства!

В нескольких залах демонстрируются в непрерывном повторении несколько «подрывных» фильмов, в их числе и «Битва за Алжир», причём на французском. Вообще говоря, этот фильм бичует французскую войну в Алжире в конце 1950-х годов и к франкизму отношения не имеет, но нужно всё время помнить про «эзопов язык», достойный Чернышевского: смотрим про колониальную войну в Алжире, держим в уме гражданскую войну в Испании.

Отдельно — Куба, её столь нашумевшая когда-то «подрывная» конференция Триконтиненталь и латиноамериканские революционеры — Че Гевара и Камило Торрес, Смотрим на стенде старые журналы о революционной Кубе, держим в уме революционную Испанию 1936−39 гг.

Именно так обходила цензуру в XIX веке прогрессивная интеллигенция России.

Музей армии в Толедо

Здание принадлежит армии. Именно здесь, в замке Алькасар, расположен «Музей осады», речь идёт о блокировании там небольшой группировки мятежников с семьями под руководством полковника Хосе Итуарте Москардо в самом начале гражданской войны. Она была деблокирована 27 сентября мятежниками Франко, а сам эпизод стал краеугольным камнем франкистской пропаганды героизма, стойкости и культа смерти. В музее был восстановлен кабинет полковника Москардо.

Но сегодня в Испании царит политический хаос, хотя ведущие СМИ, как могут, его лакируют. Поэтому сейчас основная экспозиция закрыта, затравленная со всех сторон армия боится всего, и на то есть основания. В оставшуюся часть музея вход бесплатен, там показываются политически нейтральные гуманитарные операции испанской армии. Но среди прочего есть любопытные маленькие фигурки военнослужащих разных эпох. Сторонники Франко образца 1936−39 годов, что интересно, отсутствуют, зато есть одна фигурка «республиканца». А вот фигурки испанских фашистских добровольцев, воевавших на русском фронте в 1941−45 годах, есть во множестве. Демонстрировать участие испанцев на стороне Гитлера считается в Испании, надо полагать, политически корректным.

Музей истории Каталонии в Барселоне

Каталония планирует через полгода окончательно выйти из состава Испании. Там каждый год 11 сентября организуются грандиозные, до полутора миллионов человек, демонстрации в поддержку независимости. Неразбериха в Мадриде, создание собственных вооружённых формирований под видом вооружённого до зубов полицейского спецназа и, особенно, избрание в январе 2016 года на должность главы правительства Каталонии Карлеса Пучдемона, имеющего репутацию фанатика её независимости, дают все основания полагать, что отделение в назначенные сроки таки состоится. Поэтому в музее Барселоны можно говорить про франкизм всё, цензура или самоцензура там отсутствует полностью. Некоторые экспозиции даны с левых и крайне левых позиций.

Вот экспозиция по так называемому Восстанию жнецов в 1640 году: скульптурная группа восставших, несколько аляповатая с точки зрения твёрдых адептов стиля соцреализма. Но что это? Восставшие жнецы повергают наземь католическое распятие с висящим на нём Иисусом Христом. Это же открытое глумление над религиозной символикой! Такое было строжайше запрещено экспонировать даже в последние десятилетия СССР. Такого нельзя увидеть и во Франции, где остаётся в силе и продолжает применяться свирепый антиклерикальный закон от 1905 года. Правильно, это и есть кощунство и глумление над верой, в рамках идущей тотальной идеологической войны против католической церкви. Результат этой войны налицо: огромная часть населения Испании и, особенно Каталонии, сейчас открыто заявляет о своём атеизме. Сегодня католицизм в Испании несёт свой тяжкий крест, свою кару за то, что он в своё время поддерживал Франко.

Некоторые экспозиции и комментарии по пролетариату, социальным протестам в Каталонии в начале XX века явно сделаны с левых позиций и очень близки по политической трактовке к таковым во времена СССР. Но насколько выше в Барселоне уровень музейного дела!

С высочайшим профессионализмом сделаны и экспозиции по франкизму. Интересны реконструкции времён гражданской войны. Это надо видеть своими глазами, фотографии лишь частично могут передать высочайший класс зачастую очень политизированных экспозиций, с их видео в непрерывном режиме.

Вот переводы выдержек из некоторых комментариев к экспозициям.

«Диктатура генерала Франко 1939−1975 гг. характеризовалась репрессиями. Тоталитарный режим…

Первые десятилетия его правления сопровождались политикой закрытости, экономическим коллапсом, карточной системой и нищетой. Черный рынок, ограничения на поставки топлива и стагнация — вот к чему привела позиция самоизоляции… Каталонские компании дискриминировались при доступе к сырью и энергии. И только экономическая открытость, начиная с 1959 года, и иностранный капитал способствовал развитию промышленности и туризма. Но спекуляции и отсутствие контроля породили градостроительный хаос и негативное влияние на природу…

В 60-х годах франкизм постепенно терял контроль над тем, что происходит на улицах".


Продолжение. Начало здесь. Испания в этом году отметила знаменательную для своей истории дату — 80-летие со дня военного мятежа генерала Франко. Он вспыхнул 17 июля 1936 году и перерос в гражданскую войну, длившуюся до 1939 года. К истории франкизма История тогдашних событий замазывалась, лакировалась и извращалась франкистской и пост-франкистской пропагандой, что породило ряд мифов, частично перекочевавших и в российскую историографию. Существует миф о «националистическом» мятеже. Однако серьёзные историки знают, что это был именно фашистский мятеж, хотя и в специфической клерикальной форме. Легенда о Франко, как патриархальном правителе, появилась позже. Ещё есть миф о том, что Франко, в духе «национального примирения», повелел построить монументальный комплекс в «Долине павших» в память о всех погибших в той войне. И это позднейшая лакировка — он решил тогда почтить память только своих. Жив миф и о том, что Франко не дал втянуть страну в войну против СССР. Но его разоблачает сам Адольф Гитлер в своём «политическом завещании»: «Поскольку Испания реально не имела ничего, чтобы внести в качестве общего вклада, я пришёл к выводу, что её прямое вмешательство нежелательно». Много говорят, что франкизм принёс стране материальные блага. Но это тоже из области мифологии. Да, разрушения в Испании в период гражданской войны были не столь уж велики. Однако довоенного уровня развития она достигла только к середине 50-х годов. Другие нейтральные страны сказочно обогатились, торгуя во время войны с обеими сторонами — и Швеция, и Швейцария, и Аргентина, где тогдашний президент Перон жаловался, что в государственном банке нет места для складирования растущего золотого запаса. Испания же под Франко исхитрилась остаться нищей. Экономический рост в Испании в 60-х годах был связан исключительно с американцами, объяснившими стареющему и впадающему в маразм диктатору: «Берите курс на либерализм и свободный рынок и предоставьте нам военные базы на своей территории, а мы зальём вашу страну инвестициями и туристами. Или вас сметут коммунисты. Выбирайте!». Но самым авторитетным критиком режима Франко выступил… Адольф Гитлер: «Режим капиталистических спекулянтов и поповская банда! Я никогда не прощу Франко за то, что он не перемирил народ после окончания гражданской войны (…) за то, что Франко огульно зачислил в „красные“ всех своих бывших врагов, которые, на самом деле, были довольно далеки от собственно „красных“, и обращался с ними как с бандитами. Поставить половину населения Испании за черту закона! И в то же время, с благословения церкви, позволять крохотной кучке олигархов обогащаться за счёт всего остального народа. Я совершенно уверен, что в Испании очень немногие из так называемых „красных“, на самом деле были агентами Москвы. Нас просто по-чёрному обманули, потому что, если бы я знал настоящее положение вещей, я бы никогда не позволил бы нашим самолётам бомбить голодающее население и в тоже время фактически способствовать возврату испанского поповства со всеми их чудовищными привилегиями». Гражданская война в Испании привела к 450 тысячам погибших. По приблизительным подсчётам, погибли 320 тысяч сторонников республики и 130 тысяч франкистов. По окончании войны страну покинули более 600 тысяч испанцев, при том, что тогдашнее её население насчитывало около 25 миллионов. Таким образом, в пересчёте на численность населения, процент потерь Испании был многократно выше, чем во время гражданской войны в России. Ничего удивительного, что после смерти диктатора в 1975 году, его «наследие» испарилось без следа. Ибо наследовать, в настоящем значении слова, было просто нечего: Франко не оставил стране ничего. Сегодня многочисленные выставки и музейные экспозиции отражают раскалённую обстановку внутри испанского общества по «теме Франко». Причем настроения меняются от того, в каком регионе выставки проходят. Антифранкистская выставка в Центре искусств королевы Софии Этот мадридский музей современного искусства создан по подобию Центра Помпиду в Париже. Вопреки рекламирующим его туристским проспектам, он мало популярен, как и многие европейские музеи современного искусства. Чтобы оживить пустующие залы, вокруг находящейся в этом музее знаменитой картины Пабло Пикассо «Герника», разместили и эту выставку. И народ повалил, особенно после 17:00, когда вход в музей становится бесплатным. И иногда после просмотра выставки любопытствующие посещают и залы авангарда. Первое ощущение от неё — воспоминание про «эзопов язык», которым изъяснялись прогрессивные русские журналисты под пятой царской цензуры. Начинаешь понимать, что цензуры в Испании как бы нет, но для такой щекотливой темы, как франкизм, она реально есть, и даже очень. Поскольку говорить и показывать всё, что хочется, нельзя, то изобретательная творческая интеллигенция Испании делает это так, чтобы формально придраться было невозможно, но чтобы все всё поняли. Пусть это и имеет иногда символический или авангардистский уклон. Но это же, в конце концов, музей современного искусства! В нескольких залах демонстрируются в непрерывном повторении несколько «подрывных» фильмов, в их числе и «Битва за Алжир», причём на французском. Вообще говоря, этот фильм бичует французскую войну в Алжире в конце 1950-х годов и к франкизму отношения не имеет, но нужно всё время помнить про «эзопов язык», достойный Чернышевского: смотрим про колониальную войну в Алжире, держим в уме гражданскую войну в Испании. Отдельно — Куба, её столь нашумевшая когда-то «подрывная» конференция Триконтиненталь и латиноамериканские революционеры — Че Гевара и Камило Торрес, Смотрим на стенде старые журналы о революционной Кубе, держим в уме революционную Испанию 1936−39 гг. Именно так обходила цензуру в XIX веке прогрессивная интеллигенция России. Музей армии в Толедо Здание принадлежит армии. Именно здесь, в замке Алькасар, расположен «Музей осады», речь идёт о блокировании там небольшой группировки мятежников с семьями под руководством полковника Хосе Итуарте Москардо в самом начале гражданской войны. Она была деблокирована 27 сентября мятежниками Франко, а сам эпизод стал краеугольным камнем франкистской пропаганды героизма, стойкости и культа смерти. В музее был восстановлен кабинет полковника Москардо. Но сегодня в Испании царит политический хаос, хотя ведущие СМИ, как могут, его лакируют. Поэтому сейчас основная экспозиция закрыта, затравленная со всех сторон армия боится всего, и на то есть основания. В оставшуюся часть музея вход бесплатен, там показываются политически нейтральные гуманитарные операции испанской армии. Но среди прочего есть любопытные маленькие фигурки военнослужащих разных эпох. Сторонники Франко образца 1936−39 годов, что интересно, отсутствуют, зато есть одна фигурка «республиканца». А вот фигурки испанских фашистских добровольцев, воевавших на русском фронте в 1941−45 годах, есть во множестве. Демонстрировать участие испанцев на стороне Гитлера считается в Испании, надо полагать, политически корректным. Музей истории Каталонии в Барселоне Каталония планирует через полгода окончательно выйти из состава Испании. Там каждый год 11 сентября организуются грандиозные, до полутора миллионов человек, демонстрации в поддержку независимости. Неразбериха в Мадриде, создание собственных вооружённых формирований под видом вооружённого до зубов полицейского спецназа и, особенно, избрание в январе 2016 года на должность главы правительства Каталонии Карлеса Пучдемона, имеющего репутацию фанатика её независимости, дают все основания полагать, что отделение в назначенные сроки таки состоится. Поэтому в музее Барселоны можно говорить про франкизм всё, цензура или самоцензура там отсутствует полностью. Некоторые экспозиции даны с левых и крайне левых позиций. Вот экспозиция по так называемому Восстанию жнецов в 1640 году: скульптурная группа восставших, несколько аляповатая с точки зрения твёрдых адептов стиля соцреализма. Но что это? Восставшие жнецы повергают наземь католическое распятие с висящим на нём Иисусом Христом. Это же открытое глумление над религиозной символикой! Такое было строжайше запрещено экспонировать даже в последние десятилетия СССР. Такого нельзя увидеть и во Франции, где остаётся в силе и продолжает применяться свирепый антиклерикальный закон от 1905 года. Правильно, это и есть кощунство и глумление над верой, в рамках идущей тотальной идеологической войны против католической церкви. Результат этой войны налицо: огромная часть населения Испании и, особенно Каталонии, сейчас открыто заявляет о своём атеизме. Сегодня католицизм в Испании несёт свой тяжкий крест, свою кару за то, что он в своё время поддерживал Франко. Некоторые экспозиции и комментарии по пролетариату, социальным протестам в Каталонии в начале XX века явно сделаны с левых позиций и очень близки по политической трактовке к таковым во времена СССР. Но насколько выше в Барселоне уровень музейного дела! С высочайшим профессионализмом сделаны и экспозиции по франкизму. Интересны реконструкции времён гражданской войны. Это надо видеть своими глазами, фотографии лишь частично могут передать высочайший класс зачастую очень политизированных экспозиций, с их видео в непрерывном режиме. Вот переводы выдержек из некоторых комментариев к экспозициям. «Диктатура генерала Франко 1939−1975 гг. характеризовалась репрессиями. Тоталитарный режим… Первые десятилетия его правления сопровождались политикой закрытости, экономическим коллапсом, карточной системой и нищетой. Черный рынок, ограничения на поставки топлива и стагнация — вот к чему привела позиция самоизоляции… Каталонские компании дискриминировались при доступе к сырью и энергии. И только экономическая открытость, начиная с 1959 года, и иностранный капитал способствовал развитию промышленности и туризма. Но спекуляции и отсутствие контроля породили градостроительный хаос и негативное влияние на природу… В 60-х годах франкизм постепенно терял контроль над тем, что происходит на улицах

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl