США и Россия делят Луну - «Мир» » Новости Дня Сегодня
США и Россия делят Луну - «Мир» 15:00 Пятница 0 852
29-09-2017, 15:00
Мир 852 0

США и Россия делят Луну - «Мир»


США и Россия делят Луну - «Мир»

Материал комментируют:

Иван Моисеев

Главы космических агентств России и США договорились о создании станции Deep Space Gateway на орбите Луны, заявил журналистам генеральный директор Роскосмоса Игорь Комаров на Международном астронавтическом конгрессе в Австралии.

— Мы договорились о том, что будем совместно участвовать в проекте создания новой международной окололунной станции Deep Space Gateway. На первом этапе будем строить орбитальную часть с дальнейшей перспективой применения отработанных технологий на поверхности Луны, а впоследствии — Марса. Вывод первых модулей возможен в 2024—2026 годы, — сказал Комаров.

По его словам, стороны в предварительном порядке обсудили вклады стран-участниц. «Нашим вкладом может стать создание от одного до трех модулей и стандартов унифицированного стыковочного механизма для всех кораблей, которые будут стыковаться к станции. Кроме того, Россия предполагает задействовать для вывода конструкций на окололунную орбиту создаваемую в настоящее время ракету-носитель сверхтяжелого класса, — заявил гендиректор госкорпорации. В то же время директор Роскосмоса по пилотируемым программам Сергей Крикалев отметил, что Россия помимо шлюзового модуля может разработать для новой станции еще и жилой.


Также одобрено участие в проекте других стран БРИКС. «Была принята во внимание наша инициатива о расширении числа стран, которые смогут принять участие в обсуждении этого проекта. Определено, что в совместной работе над окололунной станцией примет участие Китай, Индия и другие страны БРИКС», — заявил Комаров.

По его словам, в связи с участием России в проекте международной окололунной станции Федеральная космическая программа (ФКП) на 2016−2025 годы может быть пересмотрена после 2020 года.

Отметим, что по планам американского управления NASA, проект лунной орбитальной станции прорабатывался в двух вариантах: на основе двух малых жилых модулей или одного большого. Вариантов размещения станции тоже два — на высокоэллиптической орбите и на низкой орбите высотой около 100 км над поверхностью Луны. Первая может использоваться для запуска кораблей в дальний космос, вторая — для экспедиций на поверхность спутника Земли. Российское участие в проекте, согласно проекту NASA, ограничивается шлюзовой камерой и возможностью стыковки к окололунной станции российского корабля «Федерация».

Ранее компания Boeing заявляла, что в рамках программы Deep Space Gateway ведется разработка специализированной обитаемой космической станции с одноименным названием. Она должна стать промежуточной станцией, играющей ключевую роль в американских миссиях по отправке людей на Луну, Марс, астероиды и другие объекты Солнечной системы. Первые узлы станции Deep Space Gateway могут быть отправлены в космос в 2020-х годах при помощи ракеты-носителя Space Launch System (SLS) с космическим кораблём Orion. Для постройки DSG потребуется четыре пуска сверхтяжелой ракеты-носителя SLS. DSG определяется как посещаемая станция, приспособленная для жизни экипажа из четырех человек на период до 42 суток. Она будет способна неоднократно менять свою орбиту и сможет использоваться для поддержки деятельности на поверхности Луны.

Пока стороны договорились только о создании рабочей группы, которая будет рассматривать вопросы, связанные с окололунной станцией. К каким выводам она придет — предполагать слишком рано, замечает научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев.

— Я бы не стал говорить, что в обозримом будущем вокруг Луны реализуется какой-то определенный проект. Да, на сегодняшний день свои планы есть у NASA, свои — у Европейского космического агентства (ЕКА), но любой из них предусматривает большой срок реализации и большие деньги. В случае вовлечения в проект стран БРИКС и учитывая разный «удельный финансовый вес» государств, очевидно, что тянуть его придется Соединённым Штатам. А мы, предположительно, всего лишь примем участие в какой-то его части.

Замечу, что каждый новый президент США выдвигает свою космическую программу, которая рисует направление движения в космосе и основные требования к министерствам, а также он утверждает нового руководителя агентства NASA. Этого до сих пор не произошло, а именно исходя из этого, можно прогнозировать уверенно — пойдут ли американцы на окололунную станцию или нет. Вообще эта станция реальных практических задач не имеет: только политическую и то, натянутую — чтобы продемонстрировать, что мы с околоземной орбиты перешли на окололунную. А что за этим последует — опять же неизвестно.

Если есть база на Луне, то тогда станция может стать неким перевалочным пунктом. То есть окололунная орбита может быть востребованной только тогда, когда на Луне уже есть база, где можно добывать кислород и откуда выгоднее, чем с Земли, доставлять материалы. Начинать действительно надо с базы, орбитальная станция реально понадобится только после того, как установится пересадочная позиция. А еще лучше — с пересадочной позиции на орбите МКС и со строительства базы, которая способна обеспечить промежуточный «шаг» к посещаемому поселению на Луне… То есть о ситуации с окололунной станцией можно сказать следующее: начинать строить дом надо с фундамента, а не с крыши. Прогнозировать сложно, но, скорее всего, идея с окололунной станцией кончится ничем. Вкладывать большие деньги, тормозить развитие лунной базы только ради политического эффекта — сомнительно. А люди ведь тоже начнут спрашивать: а чем она отличается от МКС, кроме того, что в несколько раз ее дороже?

«СП»: — Сейчас Россия доставляет космонавтов на своих кораблях «Союз» к МКС, но на днях США заявили, что планируют в начале 2019-го пилотируемый запуск корабля Starliner компании Boeing.

— Да, по планам в скором времени должны полететь корабли SpaceX, Boeing и как раз Lockheed Martin — корабль Orion с ракетой SLS. Как пройдут испытания и полеты — трудно сказать, но наверняка они уже будут летать на МКС к 2024 году. То есть к тому времени мы потеряем монополию «космического извозчика» и будем возить космонавтов только на свой сегмент. Этот переход произойдет как раз перед нынешним окончанием миссии МКС. Соответственно, после окончания ее работы корабли перестанут быть необходимыми. Поэтому сейчас и возникли разговоры о том, что надо продлить работу МКС до 2028 года.

В этом смысле тема окололунной станции своевременна, поскольку уже сейчас надо рассматривать все варианты, чтобы понимать, куда двигаться дальше. В адрес МКС раздается много критики и поднимается вопрос о перспективах программы пилотируемой космонавтики, причем в России на уровне вице-премьера. И если мы в ближайшее время не определимся с оптимальными вариантами, чем заниматься в космосе после МКС, то нам, увы, придется оттуда уйти.

В России также заложен новый корабль — «Федерация», а делать его на пару лет использования не рационально. Так же как не рационально предлагать заранее утопичные проекты. Но если Россия и США договорятся, то ФКП-2025 придется пересматривать в любом случае. Это объективно — если условились о сотрудничестве, то свои планы придется подвинуть.


«СП»: — Насколько реально участие других стран БРИКС, помимо России, в этом проекте?

— Единственный, кто кроме России в этой интеграционной группировке может сделать весомый технический вклад, — Китай. Лишь Пекин сегодня занимается пилотируемой космонавтикой, хотя в отдаленной перспективе, наверняка, к этому придет и Индия. Но у него есть свои планы по Китайской космической станции (ККС), а другие страны просто не смогут внести в проект что-то новое с технической точки зрения, как например, сделали Япония и европейцы, построив в рамках МКС свои модули. Поэтому здесь надо спрашивать уже не про «страны БРИКС», а конкретно Китай — готов ли он сотрудничать или нет. Здесь сразу мы упираемся в трения между КНР и США, и не нужно быть пророком, чтобы сказать, что американцы будут против, как это было с МКС. На станции все вопросы решаются в рамках консенсуса, и если одна страна против, то программа не состоится. Вероятно, то же самое произойдет и с окололунной станцией.


Материал комментируют: Иван Моисеев Главы космических агентств России и США договорились о создании станции Deep Space Gateway на орбите Луны, заявил журналистам генеральный директор Роскосмоса Игорь Комаров на Международном астронавтическом конгрессе в Австралии. — Мы договорились о том, что будем совместно участвовать в проекте создания новой международной окололунной станции Deep Space Gateway. На первом этапе будем строить орбитальную часть с дальнейшей перспективой применения отработанных технологий на поверхности Луны, а впоследствии — Марса. Вывод первых модулей возможен в 2024—2026 годы, — сказал Комаров. По его словам, стороны в предварительном порядке обсудили вклады стран-участниц. «Нашим вкладом может стать создание от одного до трех модулей и стандартов унифицированного стыковочного механизма для всех кораблей, которые будут стыковаться к станции. Кроме того, Россия предполагает задействовать для вывода конструкций на окололунную орбиту создаваемую в настоящее время ракету-носитель сверхтяжелого класса, — заявил гендиректор госкорпорации. В то же время директор Роскосмоса по пилотируемым программам Сергей Крикалев отметил, что Россия помимо шлюзового модуля может разработать для новой станции еще и жилой. Также одобрено участие в проекте других стран БРИКС. «Была принята во внимание наша инициатива о расширении числа стран, которые смогут принять участие в обсуждении этого проекта. Определено, что в совместной работе над окололунной станцией примет участие Китай, Индия и другие страны БРИКС», — заявил Комаров. По его словам, в связи с участием России в проекте международной окололунной станции Федеральная космическая программа (ФКП) на 2016−2025 годы может быть пересмотрена после 2020 года. Отметим, что по планам американского управления NASA, проект лунной орбитальной станции прорабатывался в двух вариантах: на основе двух малых жилых модулей или одного большого. Вариантов размещения станции тоже два — на высокоэллиптической орбите и на низкой орбите высотой около 100 км над поверхностью Луны. Первая может использоваться для запуска кораблей в дальний космос, вторая — для экспедиций на поверхность спутника Земли. Российское участие в проекте, согласно проекту NASA, ограничивается шлюзовой камерой и возможностью стыковки к окололунной станции российского корабля «Федерация». Ранее компания Boeing заявляла, что в рамках программы Deep Space Gateway ведется разработка специализированной обитаемой космической станции с одноименным названием. Она должна стать промежуточной станцией, играющей ключевую роль в американских миссиях по отправке людей на Луну, Марс, астероиды и другие объекты Солнечной системы. Первые узлы станции Deep Space Gateway могут быть отправлены в космос в 2020-х годах при помощи ракеты-носителя Space Launch System (SLS) с космическим кораблём Orion. Для постройки DSG потребуется четыре пуска сверхтяжелой ракеты-носителя SLS. DSG определяется как посещаемая станция, приспособленная для жизни экипажа из четырех человек на период до 42 суток. Она будет способна неоднократно менять свою орбиту и сможет использоваться для поддержки деятельности на поверхности Луны. Пока стороны договорились только о создании рабочей группы, которая будет рассматривать вопросы, связанные с окололунной станцией. К каким выводам она придет — предполагать слишком рано, замечает научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — Я бы не стал говорить, что в обозримом будущем вокруг Луны реализуется какой-то определенный проект. Да, на сегодняшний день свои планы есть у NASA, свои — у Европейского космического агентства (ЕКА), но любой из них предусматривает большой срок реализации и большие деньги. В случае вовлечения в проект стран БРИКС и учитывая разный «удельный финансовый вес» государств, очевидно, что тянуть его придется Соединённым Штатам. А мы, предположительно, всего лишь примем участие в какой-то его части. Замечу, что каждый новый президент США выдвигает свою космическую программу, которая рисует направление движения в космосе и основные требования к министерствам, а также он утверждает нового руководителя агентства NASA. Этого до сих пор не произошло, а именно исходя из этого, можно прогнозировать уверенно — пойдут ли американцы на окололунную станцию или нет. Вообще эта станция реальных практических задач не имеет: только политическую и то, натянутую — чтобы продемонстрировать, что мы с околоземной орбиты перешли на окололунную. А что за этим последует — опять же неизвестно. Если есть база на Луне, то тогда станция может стать неким перевалочным пунктом. То есть окололунная орбита может быть востребованной только тогда, когда на Луне уже есть база, где можно добывать кислород и откуда выгоднее, чем с Земли, доставлять материалы. Начинать действительно надо с базы, орбитальная станция реально понадобится только после того, как установится пересадочная позиция. А еще лучше — с пересадочной позиции на орбите МКС и со строительства базы, которая способна обеспечить промежуточный «шаг» к посещаемому поселению на Луне… То есть о ситуации с окололунной станцией можно сказать следующее: начинать строить дом надо с фундамента, а не с крыши. Прогнозировать сложно, но, скорее всего, идея с окололунной станцией кончится ничем. Вкладывать большие деньги, тормозить развитие лунной базы только ради политического эффекта — сомнительно. А люди ведь тоже начнут спрашивать: а чем она отличается от МКС, кроме того, что в несколько раз ее дороже? «СП»: — Сейчас Россия доставляет космонавтов на своих кораблях «Союз» к МКС, но на днях США заявили, что планируют в начале 2019-го пилотируемый запуск корабля Starliner компании Boeing. — Да, по планам в скором времени должны полететь корабли SpaceX, Boeing и как раз Lockheed Martin — корабль Orion с ракетой SLS. Как пройдут испытания и полеты — трудно сказать, но наверняка они уже будут летать на МКС к 2024 году. То есть к тому времени мы потеряем монополию «космического извозчика» и будем возить космонавтов только на свой сегмент. Этот переход произойдет как раз перед нынешним окончанием миссии МКС. Соответственно, после окончания ее работы корабли перестанут быть необходимыми. Поэтому сейчас и возникли разговоры о том, что надо продлить работу МКС до 2028 года. В этом смысле тема окололунной станции своевременна, поскольку уже сейчас надо рассматривать все варианты, чтобы понимать, куда двигаться дальше. В адрес МКС раздается много критики и поднимается вопрос о перспективах программы пилотируемой космонавтики, причем в России на уровне вице-премьера. И если мы в ближайшее время не определимся с оптимальными вариантами, чем заниматься в космосе после МКС, то нам, увы, придется оттуда уйти. В России также заложен новый корабль — «Федерация», а делать его на пару лет использования не рационально. Так же как не рационально предлагать заранее утопичные проекты. Но если Россия и США договорятся, то ФКП-2025 придется пересматривать в любом случае. Это объективно — если условились о сотрудничестве, то свои планы придется подвинуть. «СП»: — Насколько реально участие других стран БРИКС, помимо России, в этом проекте? — Единственный, кто кроме России в этой интеграционной группировке может сделать весомый технический вклад, — Китай. Лишь Пекин сегодня занимается пилотируемой космонавтикой, хотя в отдаленной перспективе, наверняка, к этому придет и Индия. Но у него есть свои планы по Китайской космической станции (ККС), а другие страны просто не смогут внести в проект что-то новое с технической точки зрения, как например, сделали Япония и европейцы, построив в рамках МКС свои модули. Поэтому здесь надо спрашивать уже не про «страны БРИКС», а конкретно Китай — готов ли он сотрудничать или нет. Здесь сразу мы упираемся в трения между КНР и США, и не нужно быть пророком, чтобы сказать, что американцы будут против, как это было с МКС. На станции все вопросы решаются в рамках консенсуса, и если одна страна против, то программа не состоится. Вероятно, то же самое произойдет и с окололунной станцией.
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 926 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl