Материал комментируют:
Борис Шмелев
Михаил Александров
Военная коалиция, возглавляемая Саудовской Аравией, помещена ООН в черный список. Эр-Рияд обвиняется правозащитниками в убийстве детей на территории Йемена. Большинство из них гибнет в результате ударов авиации Саудовской Аравии.
Генеральный секретарь ООН Антониу Гуттереш принял решение добавить коалицию в ежегодный список позора.
«В Йемене действия коалиции по восстановлению легитимности в стране, объективно привели к убийствам детей», — говорится в заявлении ООН, к которому прилагается черный список.
По данным правозащитников, за 2016 год Саудовская Аравия убила в Йемене 683 ребенка, также было зафиксировано 38 случаев атак на школы и больницы.
Казалось бы, всё справедливо. ООН поступает правильно. Однако кажется странным совпадением, что подобное решение было принято именно в то время, когда король Саудовской Аравии находится с первым в истории двух стран визитом в Россию. Известно, что именно американцы являются главными модераторами происходящего в ООН. Они вот уже несколько лет в упор не замечали того, что с 2015 года, когда в гражданскую войну в Йемене вмешалась Саудовская Аравия и ряд других ближневосточных государств, идут варварские бомбардировки Йемена. Правда, предыдущий генсек ООН Пан Ги Мун в июне 2016 года ненадолго внёс коалицию в чёрный список группировок, которые нарушают права детей. Но как сам признался позднее, вынужден был отказаться от этого решения «под давлением».
Так насколько случайно, что саудиты в глазах ООН стали плохими именно сейчас? Тем более можно вспомнить, что как только стало известно о визите короля в Россию, Евросоюз предложил ввести против Саудовской Аравии санкции, о чем мы писали.
— В большой политике, как показывает история, не бывает случайных совпадений, — говорит руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН, заведующий кафедрой международных отношений Дипломатической академии МИД РФ Борис Шмелёв. — Тем более, когда они связаны с генсеком такой организации, как ООН.
Конечно, то, что в последние годы делала в Йемене коалиция во главе с Саудовской Аравией — это, мягко говоря, безобразие, а вообще-то — военное преступление.
И Запад, который через своих правозащитников обычно такие вещи скрупулёзно отслеживает, подвергает жёсткой критике, в данном случае — молчал, практически не обращая никакого внимания международной общественности.
Этим заявлением устами генсека ООН США посылают сигнал королю Саудовской Аравии Салману ибн Абдул-Азизу Аль Сауде, что в своём сближении с Россией он не должен переходить определённых границ. Что есть красные линии, перейдя которые, он попадёт под мощный удар со стороны Запада.
«СП»: — С другой стороны, совсем недавно в Саудовской Аравии был с визитом президент США Дональд Трамп.
— Да, и там было подписано крайне выгодное для США соглашение о поставках саудитам американского вооружения на общую сумму свыше 100 миллиардов долларов. Конечно, Саудовская Аравия и США очень тесно связаны, и ссориться из-за России не будут. Да, Америка и не допустит, чтобы один из ключевых союзников на Ближнем Востоке вышел из-под её влияния.
Тем не менее, король Саудовской Аравии пытается расширить пространство для политического манёвра. Для него важно нащупать какие-то общие точки в отношениях с Россией по теме Ирана. Поскольку Иран и Саудовская Аравия с давних пор находятся в крайне напряжённых отношениях. У них и геополитические противоречия, и религиозные завязаны в тугой узел. Я думаю, что Салману ибн Абдул-Азизу Аль Сауду важно, чтобы президент Путин с глазу на глаз пообещал ему, что в случае обострения конфликта между Саудовской Аравией и Ираном, Россия не займёт сторону Тегерана. Кроме того, Саудовская Аравия, так же, как и Россия (хоть и в меньшей степени), заинтересована в стабилизации мирового нефтяного рынка. Этот вопрос, несомненно, так же был одним из главных во время визита саудовского короля. А по вопросу закупки российских вооружений, в том числе ракетно-зенитных комплексов С-400 американские политики уже не раз высказывали свою обеспокоенность, как в случае с Турцией, так и теперь — с Саудовской Аравией. Переговоры о закупке С-400 саудитами, это, конечно, сигнал американцам, что они в мире не одни, что можно найти и других стратегических или тактических союзников. Хотя, повторяю, всерьёз эта монархия Персидского залива не может, и пока не хочет отдаляться от США. Она просто пытается играть некую свою собственную игру, что не нравится Соединённым Штатам, привыкшим воспринимать это королевство как вассала.
«СП»: — Дипломатам России сейчас имеет смысл как-то отреагировать на заявление генсека ООН?
— При всём вышесказанном, не стоит переоценивать значение этого визита короля Саудовской Аравии. Да, мы заинтересованы в инвестициях особенно в условиях западных санкций. Нам тоже важно понимать, как поведёт себя Саудовская Аравия в дальнейшем в отношении Сирии, Ирана, Турции и так далее. Но надо понимать и то, что ООН не сможет всерьёз воздействовать на действия коалиции во главе с саудитами в Йемене. Со стороны Москвы логичнее было бы (и я думаю, что так и случилось) указать Саудовской Аравии в ходе прямых переговоров о том, что надо бы прекратить откровенное варварство, которым саудиты занимаются в Йемене, надо соблюдать хоть какие-то правила. Думаю, что слова генсека ООН на самом деле вызваны целым комплексом проблем на Ближнем Востоке и учитывают противоречивые интересы всех влиятельных сил здесь.
«СП»: — В последнее время много говорится о необходимости реформирования ООН. Возможно ли сделать эту организацию более объективной, реагирующей на преступления против человечности не только тогда, когда этого требуется США или другим влиятельным странам Запада?
— Надо понимать, что заявления ООН, хоть это и авторитетная организация, по сути ничего не меняют в мировой политике. Центральный орган, способный на что-то повлиять — это Совет Безопасности, работающий на принципах вето и единогласия. Разного рода заявления чиновников ООН, включая её генсека — не более чем способ психологического пропагандистского давления на одну или группу стран. Что касается реформы ООН, то дальше разговоров дело не идёт, и вряд ли пойдёт в ближайшее время. Недавно проходившие на эту тему переговоры в Нью-Йорке, показали, что у разных стран своё видение того, какой должна быть эта реформа. И прийти к согласию — не удаётся. Поэтому я бы пока не спешил с реформой ООН, это сложная конструкция, реформировать её без чёткого понимания, как и зачем, это значит расшатывать эту конструкцию вплоть до обрушения.
— Саудовская Аравия поняла, что «американской крыши» для влияния на Ближнем Востоке для них в новых условиях уже недостаточно, — говорит ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров. — И они стали подавать нам знаки готовности сближения. Но пока дальше туманных обещаний всерьёз ничего не движется. Визит короля Саудовской Аравии показал, что были подписаны «миниатюрные» контракты. В то время как у американцев будет куплено вооружения более чем на 100 миллиарда долларов, с нами договорились о том, что мы построим саудитам завод по производству автоматов Калашникова. Это несопоставимые вещи.
«СП»: — В наших ли интересах сближение с Саудовской Аравией и должны ли мы указать ООН на очередное применение двойных стандартов в связи с заявлением Гуттериша?
— Саудиты видят, что растёт влияние России на Ближнем Востоке. Мы помогаем Сирии, имеем свои интересы в Ираке, договариваемся с Турцией и т. д. В конфликт Саудовской Аравии и Йемена мы пока не вмешиваемся, никого не осуждаем. Вот саудиты и стараются обезопасить себя и в этом смысле. Однако, как не раз уже бывало, они, скорей всего, будут много обещать, и мало делать. Контракт по покупке С-400 они будут долго обсуждать, но в последний момент, я думаю, откажутся от него. У нас многие уже верят, что чуть ли не золотой дождь из саудовских нефтедолларов на нас прольётся. Однако, зная историю отношений с Саудовской Аравией, верится в это с трудом. Поэтому я бы поддержал заявление генсека ООН, хотя оно и сделано с какими-то, скорей всего, конъюнктурными целями в интересах США или даже, скорей, Евросоюза, в принципе оно не противоречит нашим интересам.
Что касается ООН, то понятно, что наши позиции там слабы. Мы могли бы попытаться, например, создать там блок государств, которые бы лоббировали тему военных преступлений в Донбассе. Советский Союз примерно так и поступал в важных вопросах. Но у России сейчас нет таких возможностей, поскольку за политическую поддержку «третьи страны» неизбежно потребуют денег, которых у нас сейчас нет в таких количествах.