На Земле уже тесно: Зачем США готовят захват Луны - «Мир» » Новости Дня Сегодня
На Земле уже тесно: Зачем США готовят захват Луны - «Мир» 03:00 Четверг 0 454
14-12-2017, 03:00
Мир 454 0

На Земле уже тесно: Зачем США готовят захват Луны - «Мир»



Материал комментируют:
На Земле уже тесно: Зачем США готовят захват Луны - «Мир»

Иван Моисеев

Борьба за освоение ресурсов Арктики, которую с некоторых пор ведут Россия и Соединенные Штаты, выглядит не так уж масштабно по сравнению с грядущей гонкой за право добывать полезные ископаемые на Луне, астероидах и других небесных телах. На законодательном уровне это противостояние вот-вот начнется, пишут «Известия».

По данным издания, в апреле 2018 года Россия намерена внести на заседании юридического комитета ООН по космосу дополнительное соглашение к «Договору о космосе» от 1967 года. Смысл соглашения в том, чтобы сделать исполнение договора строго обязательным. В случае его принятия обойти основной договор с помощью национального законодательства станет невозможно.

Причина российской инициативы проста. В 2015 году США, а в 2017-м Люксембург ввели в свое национальное законодательство норму, разрешающую своим компаниям добывать и присваивать ресурсы, добытые на небесных телах, не претендуя на суверенитет над ними. Сейчас аналогичные законы разрабатываются в Объединенных Арабских Эмиратах и Японии.

Удивительно, но пока в России спорят о том, стоит ли терпеть подчинение нашего национального законодательства международному (сейчас это закреплено в 15 статье действующей конституции), Соединенные Штаты не стесняются распространять свой закон не только на международное право, но и межпланетное пространство.


Россия с этим согласиться не готова. Со временем новая норма может привести к коммерческой конкуренции за ресурсы, милитаризации и, как следствие, войнам в космическом пространстве. Договор 1967 года хотя и запрещает размещение на орбите оружия массового поражения, обычные вооружения не ограничивает.

Возможно, причиной российской законодательной инициативы является успех частной американской коммерческой космонавтики, прежде всего компании Space X Илона Маска. Ее доля на рынке пусковых услуг составляет уже 30%, в то время как Роскосмос подрастерял свои позиции. По словам главы компании Игоря Комарова, на Россию сейчас приходится всего 24% рынка.

Технологии Маска в сочетании с инициативой жителя Калифорнии Денниса Хоупа, который воспользовавшись пробелами в законодательстве зарегистрировал право собственности на Луну, Марс, Венеру и другие астрономические тела в Солнечной системе, могут привести к далеко идущим последствиям. Два миллиона собственников (на 2015 год) участков на Луне и не только, однажды могут предъявить на них свои права.

В России у Хоупа открыт филиал. Право собственности за небольшой участок Луны можно купить всего за 3,5 тысячи рублей. Большой участок на видимой стороне Луны (можно разглядеть в телескоп) обойдется в 20 тысяч рублей. Среди владельцев участков от Хоупа числятся Рональд Рейган, Арнольд Шварцнеггер и Джон Траволта. В России: Пугачева, Розенбаум, Шевчук и др.

— Наш бизнес функционирует без всяких изменений, — рассказала «СП» на условиях анонимности представитель «Лунного посольства». — Ведь мы продаем не свою собственность, а американца Денниса Хоупа. Он продает по всему миру, а мы представляем его интересы в России.

«СП»: — У вас на сайте множество российских знаменитостей указаны в качестве владельцев участков на Луне и планетах Солнечной системы. Это все соответствует действительности?

— Да, но не факт, что все они сами покупали все эти участки. Кому-то, наверное, дарили.

«СП»: — Вам известно, что следующей весной Россия собирается внести в «Договор о космосе» поправки, ограничивающие право собственности частных лиц на участки на небесных телах?

— Деннис Хоуп нашел какие то лазейки в законах и поэтому формально это пока можно делать.

О причинах российской инициативы «СП» рассказал руководитель Института космической политики Иван Моисеев.

— Эта проблема сейчас активно обсуждается. Другое дело, насколько это своевременно… В основе этой истории лежит фундаментальный «Договор о космосе» от 1967 года, полное название которого «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела». Как видите, Луна выделена особо.

Дело в том, что тогда была гонка за то, чтобы высадиться на Луну и никто не знал, кто станет первым. И чтобы избежать конфликтов, связанных с приоритетом высадки, в этот договор внесли запрет национального присвоения. То есть государствам распространять свой суверенитет на Луну и другие небесные тела было нельзя.

До последнего времени этот договор прекрасно работал. Но лет десять назад среди специалистов пошли разговоры о том, что он является тормозом развития. В договоре сказано о запрете на национальное присвоение, но ничего не говорится о частном присвоении. Можно ли астероид, кусок Луны или даже всю Луну присвоить отдельному человеку. В договоре об этом ничего нет. Это значит, что возник правовой пробел. В этой ситуации любое государство имеет право заполнить этот пробел для своих граждан в рамках своей юрисдикции. Так поступили США и так поступил Люксембург.

Они ввели во внутреннем законодательстве порядок присвоения небесных тел частными лицами. Они не объявляют суверенитет над самими этими телами и поэтому противоречия с международным договором не возникает.

«СП»: — Каковы перспективы российского предложения?

— Россия пытается ввести в договор, либо дополнить его, новыми обязательствами, чтобы восполнить правовой пробел. Сделать то, что не сделали в 1967 году. Ведь тогда никто и подумать не мог, что какая-то частная компания могла бы претендовать на часть небесного тела.

Перспективы нашей инициативы зависят от того, насколько разумной она будет. Никакого давления на ситуацию — лунной гонки или возможности договариваться путем обмена, «торговли» сейчас нет. Так что если большинство стран это устроит, то соглашение, пусть и со скрипом, рано или поздно будет принято. Но если такого разумного предложения не будет, то у других стран нет никакой заинтересованности в расширенном толковании договора.

«СП»: — Насколько вообще реальна коммерческая эксплуатация внеземных ресурсов?

— Сейчас появились фирмы, в тех же США, которые заявляют о своем намерении использовать внеземные ресурсы. Им важно сказать, что у них есть свидетельство о собственности, выписанное хоть в том же Люксембурге. Россию, если она будет препятствовать, будут обвинять в том, что она стоит на дороге прогресса.

Но надо понимать, что практическое использование внеземных ресурсов возможно не раньше, чем через 20?30 лет. И то, скорее, для использования там же в космосе, например, для экспедиций. Возить же ресурсы из космоса на Землю совершенно экономически не выгодно. Это вообще не может быть бизнесом. Экономический эффект от такого использования может появиться в лучшем случае к концу века, когда будет развернута инфраструктура. Так что этот вопрос интересный, и с правовой и с экономической точки зрения, но пока он все-таки теоретический.


«СП»: — Тем не менее, Россия решила вмешаться. Видимо, ослабление позиций Роскосмоса, конкуренция со стороны «частников», того же Илона Маска, подогрели ситуацию…

— Да, Роскосмос сильно стал уступать в последние годы… Но надо понимать, что в тех же США все ракеты, все спутники с самого начала космической эры делали коммерческие фирмы. Акционерные общества и проч. Государство там не владеет ни заводами, ни производством. Там это даже запрещено. NASA, например, не имеет права получать прибыль. Ее задача не получать, не зарабатывать деньги, а распределять их.

Поэтому неправильно говорить, что Space X - частная фирма, а остальные нет. Там все частные. Это просто новая фирма. Раньше космический рынок в США захватили «Боинг» и «Локхид Мартин». NASA это не понравилось и она стала искать новые компании, которые стали бы конкурентами «Боингу», нашла их и обеспечила заказами. Это позволило тому же Маску захватить большую долю рынка. То есть в общественном сознании у нас некая путаница. В России же ситуация обратная. В России же ситуация обратная. У нас вообще нет «частников» на рынке.


Материал комментируют: Иван Моисеев Борьба за освоение ресурсов Арктики, которую с некоторых пор ведут Россия и Соединенные Штаты, выглядит не так уж масштабно по сравнению с грядущей гонкой за право добывать полезные ископаемые на Луне, астероидах и других небесных телах. На законодательном уровне это противостояние вот-вот начнется, пишут «Известия». По данным издания, в апреле 2018 года Россия намерена внести на заседании юридического комитета ООН по космосу дополнительное соглашение к «Договору о космосе» от 1967 года. Смысл соглашения в том, чтобы сделать исполнение договора строго обязательным. В случае его принятия обойти основной договор с помощью национального законодательства станет невозможно. Причина российской инициативы проста. В 2015 году США, а в 2017-м Люксембург ввели в свое национальное законодательство норму, разрешающую своим компаниям добывать и присваивать ресурсы, добытые на небесных телах, не претендуя на суверенитет над ними. Сейчас аналогичные законы разрабатываются в Объединенных Арабских Эмиратах и Японии. Удивительно, но пока в России спорят о том, стоит ли терпеть подчинение нашего национального законодательства международному (сейчас это закреплено в 15 статье действующей конституции), Соединенные Штаты не стесняются распространять свой закон не только на международное право, но и межпланетное пространство. Россия с этим согласиться не готова. Со временем новая норма может привести к коммерческой конкуренции за ресурсы, милитаризации и, как следствие, войнам в космическом пространстве. Договор 1967 года хотя и запрещает размещение на орбите оружия массового поражения, обычные вооружения не ограничивает. Возможно, причиной российской законодательной инициативы является успех частной американской коммерческой космонавтики, прежде всего компании Space X Илона Маска. Ее доля на рынке пусковых услуг составляет уже 30%, в то время как Роскосмос подрастерял свои позиции. По словам главы компании Игоря Комарова, на Россию сейчас приходится всего 24% рынка. Технологии Маска в сочетании с инициативой жителя Калифорнии Денниса Хоупа, который воспользовавшись пробелами в законодательстве зарегистрировал право собственности на Луну, Марс, Венеру и другие астрономические тела в Солнечной системе, могут привести к далеко идущим последствиям. Два миллиона собственников (на 2015 год) участков на Луне и не только, однажды могут предъявить на них свои права. В России у Хоупа открыт филиал. Право собственности за небольшой участок Луны можно купить всего за 3,5 тысячи рублей. Большой участок на видимой стороне Луны (можно разглядеть в телескоп) обойдется в 20 тысяч рублей. Среди владельцев участков от Хоупа числятся Рональд Рейган, Арнольд Шварцнеггер и Джон Траволта. В России: Пугачева, Розенбаум, Шевчук и др. — Наш бизнес функционирует без всяких изменений, — рассказала «СП» на условиях анонимности представитель «Лунного посольства». — Ведь мы продаем не свою собственность, а американца Денниса Хоупа. Он продает по всему миру, а мы представляем его интересы в России. «СП»: — У вас на сайте множество российских знаменитостей указаны в качестве владельцев участков на Луне и планетах Солнечной системы. Это все соответствует действительности? — Да, но не факт, что все они сами покупали все эти участки. Кому-то, наверное, дарили. «СП»: — Вам известно, что следующей весной Россия собирается внести в «Договор о космосе» поправки, ограничивающие право собственности частных лиц на участки на небесных телах? — Деннис Хоуп нашел какие то лазейки в законах и поэтому формально это пока можно делать. О причинах российской инициативы «СП» рассказал руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — Эта проблема сейчас активно обсуждается. Другое дело, насколько это своевременно… В основе этой истории лежит фундаментальный «Договор о космосе» от 1967 года, полное название которого «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела». Как видите, Луна выделена особо. Дело в том, что тогда была гонка за то, чтобы высадиться на Луну и никто не знал, кто станет первым. И чтобы избежать конфликтов, связанных с приоритетом высадки, в этот договор внесли запрет национального присвоения. То есть государствам распространять свой суверенитет на Луну и другие небесные тела было нельзя. До последнего времени этот договор прекрасно работал. Но лет десять назад среди специалистов пошли разговоры о том, что он является тормозом развития. В договоре сказано о запрете на национальное присвоение, но ничего не говорится о частном присвоении. Можно ли астероид, кусок Луны или даже всю Луну присвоить отдельному человеку. В договоре об этом ничего нет. Это значит, что возник правовой пробел. В этой ситуации любое государство имеет право заполнить этот пробел для своих граждан в рамках своей юрисдикции. Так поступили США и так поступил Люксембург. Они ввели во внутреннем законодательстве порядок присвоения небесных тел частными лицами. Они не объявляют суверенитет над самими этими телами и поэтому противоречия с международным договором не возникает. «СП»: — Каковы перспективы российского предложения? — Россия пытается ввести в договор, либо дополнить его, новыми обязательствами, чтобы восполнить правовой пробел. Сделать то, что не сделали в 1967 году. Ведь тогда никто и подумать не мог, что какая-то частная компания могла бы претендовать на часть небесного тела. Перспективы нашей инициативы зависят от того, насколько разумной она будет. Никакого давления на ситуацию — лунной гонки или возможности договариваться путем обмена, «торговли» сейчас нет. Так что если большинство стран это устроит, то соглашение, пусть и со скрипом, рано или поздно будет принято. Но если такого разумного предложения не будет, то у других стран нет никакой заинтересованности в расширенном толковании договора. «СП»: — Насколько вообще реальна коммерческая эксплуатация внеземных ресурсов? — Сейчас появились фирмы, в тех же США, которые заявляют о своем намерении использовать внеземные ресурсы. Им важно сказать, что у них есть свидетельство о собственности, выписанное хоть в том же Люксембурге. Россию, если она будет препятствовать, будут обвинять в том, что она стоит на дороге прогресса. Но надо понимать, что практическое использование внеземных ресурсов возможно не раньше, чем через 20?30 лет. И то, скорее, для использования там же в космосе, например, для экспедиций. Возить же ресурсы из космоса на Землю совершенно экономически не выгодно. Это вообще не может быть бизнесом. Экономический эффект от такого использования может появиться в лучшем случае к концу века, когда будет развернута инфраструктура. Так что этот вопрос интересный, и с правовой и с экономической точки зрения, но пока он все-таки теоретический. «СП»: — Тем не менее, Россия решила вмешаться. Видимо, ослабление позиций Роскосмоса, конкуренция со стороны «частников», того же Илона Маска, подогрели ситуацию… — Да, Роскосмос сильно стал уступать в последние годы… Но надо понимать, что в тех же США все ракеты, все спутники с самого начала космической эры делали коммерческие фирмы. Акционерные общества и проч. Государство там не владеет ни заводами, ни производством. Там это даже запрещено. NASA, например, не имеет права получать прибыль. Ее задача не получать, не зарабатывать деньги, а распределять их. Поэтому неправильно говорить, что Space X - частная фирма, а остальные нет. Там все частные. Это просто новая фирма. Раньше космический рынок в США захватили «Боинг» и «Локхид Мартин». NASA это не понравилось и она стала искать новые компании, которые стали бы конкурентами «Боингу», нашла их и обеспечила заказами. Это позволило тому же Маску захватить большую долю рынка. То есть в общественном сознании у нас некая путаница. В России же ситуация обратная. В России же ситуация обратная. У нас вообще нет «частников» на рынке.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl