За какое время можно построить железную дорогу? Годы? Месяцы? У китайцев на этот вопрос свой ответ: за несколько часов. Инженеры КНР установили новый мировой рекорд, заменив секцию железнодорожного моста всего за 4 часа. Причем все это время поезда продолжали движение!
Подвиг — так пишут китайские журналисты про железнодорожников. А стал он возможен благодаря роботу Taihang, который получила Китайская железнодорожная строительная корпорация (CRCC). «Российским железным дорогам» о такой чудо-машине остается только мечтать.
«Умный» трансформер спасает угольные миллиарды
Taihang — первая в мире машина для замены железнодорожных секций. Опробовать ее решили на линии Шуохуан в провинции Хэбэй. Это один из самых загруженных транспортных маршрутов в Китае: железная дорога соединяет западный угледобывающий регион провинции Шэньси с крупным портом Хуанхуа в провинции Хэбэй.
По линии протяженностью 500 км за два десятилетия работы было перевезено более 4,4 млрд тонн угля — около половины годовой добычи угля в мире. Каждый час простоя на такой дороге — миллиардные убытки. Тем удивительнее, что Taihang сделал ремонт, почти не прекращая движение поездов.
Китайские инженеры назвали свое чудо в честь гор Тайхан, разделяющих северный и центральный Китай. По виду машина похожа на гигантскую дрезину, а управляет ею искусственный интеллект.
На ближайшей железнодорожной станции робот загружают новыми секциями, которые надо заменить. Потом робот прибывает на место и, словно трансформер, раскладывается. Taihang оснащен передовыми технологиями и оборудованием, таким как GPS-датчики: машина может работать без оператора даже в самой сложной местности и на высоких опорах. Подгонка всех секций идеальная.
После установки новой секции моста машина быстро восстанавливает железнодорожную линию до рабочего состояния, уплотняя полотно пути с помощью больших молотов.
Китайские железные дороги — самые длинные в мире. И работают как часы
Технологии ремонта железных дорог устарели во всем мире, говорит Ву Цзинпэн, старший инженер из государственной компании China Railway.
— Приходится временно закрывать железнодорожную линию и перенаправлять движение поездов на альтернативный маршрут, — говорит Ву в интервью China Media Group (CMG). — Это влияет и на безопасность эксплуатации. Такой ремонт невозможен в особых ситуациях, таких как высокие опоры, сложный рельеф.
Китайцы неслучайно создали Taihang. По всему Китаю проложено уже больше 155 тыс. километров железных дорог. Это почти вдвое больше, чем в России. А ведь наша страна кратно превосходит Китай по площади. А вот с транспортной доступностью все с точностью до наоборот.
Китайские железные дороги находятся в эксплуатации уже много лет, некоторым из них более века. По данным самой China Railway, срок службы многих путей уже превысил 50 лет, а более 40% железнодорожных мостов эксплуатируются более трех десятилетий.
При этом старые пути не просто ремонтируют, а заменяют на самые современные — высокоскоростные. В Китае построено высокоскоростных железных дорог больше, чем во всей Европе: их хватит, чтобы обогнуть Землю. И такое сложное хозяйство, конечно, должно работать, как часы.
Российские поезда ходят втрое медленнее китайских
Раньше самая быстрая замена железнодорожного моста занимала 12 часов. Причем ремонт шел, когда дорога не работала. Появление робота Taihang шокировало западных экспертов: инженеры-железнодорожники говорят, что Китай в очередной раз доказал свое технологическое превосходство над Западом.
А про Россию, увы, и говорить не приходится. Каждый год РЖД ремонтирует 4−5 тыс. километров путей. Если бы для такого ремонта использовали скоростных роботов, то можно было сэкономить на всем. Не надо платить работникам, не нужно ждать простоя вагонов и платформ.
Любопытный факт: в России меняют столько же километров стареньких путей, сколько в Китае за год строят высокоскоростных, по которым поезда несутся быстрее 200 км/час. А средняя скорость пассажирских поездов в России — не больше 60 км/час (а с учетом разгона и торможения и того ниже). Чуть быстрее медленной легковушки.
Железные дороги Сибири и Урала обновят китайцы. В своих интересах
Сейчас в Китае 155 тыс. км железных дорог, а через десять лет будет уже 200 тысяч. И за такими темпами не сможет угнаться уже ни одна страна, даже США. Причем треть всех дорог будут высокоскоростными, они вытеснят автобаны.
China Railway — одна из крупнейших транспортных компаний на планете. Она обслуживает не только все китайские маршруты, но и отправляет поезда в соседние страны — от Вьетнама до Северной Кореи. В том числе в Россию: два прямых поезда связывают Москву и Пекин.
С 2017 г. по инициативе Си Цзиньпина развивается «Новый шелковый путь» (он же «Евразийский сухопутный мост»), который связывает Китай, Россию и европейские столицы. Проект — перезапуск железной дороги, которая существовала еще в царское время, только на новой технологической основе.
По периферии Китая построены сухопутные порты — гигантские хабы, обрабатывающие грузы. Си Цзиньпин вынашивает идею строительства высокоскоростной железной дороги от Пекина до Лондона, доехать можно будет всего за 2 дня. И проект этот даст толчок и развитию России — особенно Уральского и Сибирского регионов. Ведь если сами не можем, приходится китайцев на подмогу звать.