Все основные германские СМИ, в том числе, ресурсы Suddeutsche Zeitung и Die Zeit, а также общественные вещательные каналы Taggesschau, WDR и NDR в начале января 2017 года сообщили о намечаемом громком шпионском деле в Германии, которое может иметь самые широкие политические последствия. Генеральная прокуратура Германии выдвинула обвинение в шпионаже против постоянно проживающего в этой стране гражданина Пакистана некоего «Саида Мустафы Х.». Полное имя обвиняемого в сообщениях СМИ не приводится. Пакистанец, которому исполнился 31 год, обвиняется в том, что он шпионил в Германии в интересах Ирана. Самая «пикантная» часть обвинения состоит в том, что «Саид Х.» якобы составлял списки потенциальных жертв государственного террора Ирана на территории Германии, в который были включены граждане Германии.
Обвиняемый мигрант из Пакистана был студентом и учился на кафедре материаловедения и технологии производства Бременского университета, одновременно подрабатывая в бременском Германском аэрокосмическом центре.
Делом «Саида Х.» занималось Федеральное ведомство по защите конституции, которое по крайней мере целый год с июня 2015 года было осведомлено о его шпионской деятельности в пользу Ирана. Германская контрразведка зафиксировала контакт обвиняемого с представителями иранской разведки в октябре 2015 года. Во время контакта была передана собранная «Саидом Х.» информация. В начале июля 2016 года предполагаемый иранский агент был арестован в Бремене. По делу проходил еще один пакистанец, который был задержан, но потом освобожден. На него не нашлось изобличающих материалов, поскольку подозреваемый до ареста успел уничтожить жесткий диск своего компьютера.
По предварительной информации «Саид Х.» составлял списки проживающих на севере Германии известных немецких евреев, связанных с сионистским движением и государством Израиль. В списке нашли и имя известного «друга евреев» — социал-демократического политика Рейнхольда Роббе, который с 2010 по 2015 год проработал председателем германо-израильского конгресса (Deutsch-Israelischen Gesellschaft — DIG). В 2009 году Роббе даже был награжден особым знаком толерантности по отношению к евреям — «медалью Бернхард Вайс бундес-еврейского солдата» (Bernhard-Weiss-Medaille des Bundes Judischer Soldaten).
По имеющимся данным, пакистанец составлял детальные карты ежедневных передвижений Роббе, включая его поездки на общественном транспорте в Берлине. В германских правоохранительных органах полагают, что слежка за Роббе свидетельствует о том, что спецслужбы Ирана планировали убийство германского политического деятеля. Если обвинения «Саида Мустафы Х.» подтвердятся на суде, то это станет первым обвинением в адрес Ирана в планировании разведкой террористического акта против германского политического деятеля.
В немецких СМИ предполагают, что работа «Саида Мустафы Х.» была лишь малым фрагментом более широкой операции иранской разведки, которая выходит за рамки одной Германии и на практике охватывает все основные государства-члены ЕС. Операция направлена на выявление занимающих положение известных общественности лиц, имеющих тесные израильские связи. «Активная фаза» операции против них иранских спецслужб могла последовать после обострения отношений между Ираном и Израилем, например, из-за военной атаки израильтян против атомных объектов Ирана или другой военной конфронтации.
В общем контексте политических событий дело иранского шпиона, готовившего акты государственного терроризма в Германии может иметь важные политические последствия. Дело в том, что избранный новый президент США Дональд Трамп во время избирательной кампании пообещал отменить многостороннее соглашение с Ираном по ядерной программе и вновь ввести санкции против этой страны. Сразу же из верхушки ЕС раздались протесты против подобного возможного оборота событий вокруг Ирана. Европейцы не хотят вновь возобновлять всеобъемлющие санкции против Ирана, включая газовое и нефтяное эмбарго. Случай с иранским шпионом в Германии, да еще при этом и работавшим против еврейской диаспоры и «друзей» Израиля, дает нужный повод Германии для разрыва соглашения с Ираном. Теперь аналогичное шпионское дело против подготовки Ираном актов государственного терроризма может появиться и во Франции.
По исторической аналогии напомним, что в 1990-е годы Германия и другие страны ЕС поддерживали политику «критического диалога» с Ираном и отказывались следовать жесткой линии по отношению к этой стране, предлагаемой США. После 1995 года ЕС отказался присоединиться к широким санкциям, введенным США против Ирана. Однако европейский диалог с Ираном был приостановлен в апреле 1997 года после того, как германские правоохранительные органы выявили участие иранских спецслужб в убийствах противников иранского исламского режима, проживавших на территории Германии.
В целом, пока картина с иранским шпионом весьма смахивает на неумелую провокацию, поскольку почти во всех публикациях СМИ речь идет о дилетантизме «Саида», с очевидностью проявленной им в деле сбора шпионских данных на того же Роббе.
Европейская редакция «NOVOSTI-DNY»,>