Российские военные не могли знать о существовании остатков древних сооружений на территории военного полигона Минобороны Абхазии в селе Цабал Гулрыпшского района. Об этом заявил замминистра культуры и охраны историко-культурного наследия Абхазии Батал Кобахия на пресс-конференции в Сухуме 13 января.
Этот военный полигон, находящийся в ведении Минобороны Абхазии, используют для учебных стрельб и военнослужащие седьмой российской военной базы, дислоцированной в Абхазии.
В конце декабря российские военные проводили на полигоне инженерные и земляные работы. Однако, обнаружив куски больших известковых плит, остановили спецтехнику, прекратили ремонтные работы и обратились к местным жителям для уточнения информации об их происхождении.
4 января в Минкульт обратились местные жители с просьбой разобраться в ситуации. Представители министерства 12 января побывали на полигоне, составили акт об обнаружении известковых тесаных плит.
Известно также, что российский офицер, отвечавший за дорожные работы, получил дисциплинарное взыскание. Руководство седьмой российской военной базы заявило о готовности сотрудничать с министерством культуры и охраны историко-культурного наследия Абхазии и участвовать в мае в совместной экспедиции в районе полигона.
Батал Кобахия рассказал журналистам, что до начала работ российские военные сделали панорамные снимки, но на них не видно никаких объектов архитектуры или их останков.
«Чтобы определить положение дел, необходимо провести охранно-спасательные работы, внимательно осмотреть грунт и остатки. Я лично смог увидеть до 15 фрагментов известняковых плит, которых издревле использовались в строительстве. По ним трудно сказать, какое там строение было и что именно разрушилось», — сказал Кобахия. Археологи также обнаружили часть погребения.
Специалисты Минкульта продолжат изучение ситуации в Цабале, сверят старые карты с картами, составленными с применением системы GPRS.
Батал Кобахия также рассказал о противоречивом протоколе заседания Научно-методического совета при Минкульте РА (2008 г.) и разрешении на выделение земли в селе Цабал под военный полигон.
В документе, с одной стороны, указано, что в 1994 году эта территория относилась к Цебельдинскому заповеднику, директором которого был Ю.Н. Воронов. На ней сосредоточено 22 объекта, представляющих историко-культурную ценность. С другой стороны, в этом же документе указано, что на территории, выделяемой под военный полигон, нет архитектурных памятников.