ТАЛЯРОНОК Иван
Возможное повышение ставок НДФЛ обсуждают корреспондент «РусНекст» и экономист И. С. Таляронок:
— СМИ обсуждают утечку информации из правительства РФ. Говорят, грядёт повышение подоходного налога с 13% до 15%. Журналисты уже назвали этот проект «первым подарком Путина после избрания», намекая на то, что в рукаве у победителя ещё много подобных неприятных сюрпризов.
Что, положение в российской экономике настолько сложное, что без повышения налогов не обойтись? В чём причина намеченного затягивания поясов?
— Повышение ставки вовсе не означает, что вырастет налог. Точнее, не означает, что вырастет для всех. Ведь в правительстве обсуждается ещё и введение дополнительного налогового вычета. Сейчас такие вычеты действуют только для очень немногих граждан (инвалидов, например) и очень скромные вычеты делаются на каждого ребёнка.
Если будут введены и новая ставка, и новый вычет, то налоги вырастут для богатых, а для бедных сократятся.
— Объясните, как это может быть? Если планируется налог увеличить на два процента?
— Давайте посчитаем.
Допустим, человек получает зарплату около 30 тысяч рублей в месяц. Это ниже среднего по стране. За год набегает 360 тысяч рублей. Если у него двое детей, размер вычета за год сегодня составляет 33 600 рублей. Налогооблагаемая база при действующей ставке в 13% — 324 400 рублей. Платит он в итоге приблизительно 42 тысячи рублей налога.
Если ввести единый налоговый вычет в 100 000 рублей, то его облагаемая база сократится до 224 000 рублей. И при ставке в 15% он заплатит всего 33 600 рублей. Это меньше, чем до повышения ставки. Фактически для него налоговая нагрузка сократится с тринадцати процентов до десяти.
Теперь возьмём человека с относительно высоким доходом, который сотню тысяч получает в месяц. Сегодня его налогооблагаемая база (тоже при наличии двух детей) — 1 166 400 рублей. Налога он платит по 13% ставке — 151 600 рублей округлённо.
В новых условиях его база сократится до 1 066 400 рублей, а размер налога при 15% ставке вырастет округлённо до 160 тысяч рублей. Фактически для него это не 15% ставка, а что-то около 14%.
А для того, кто миллион в месяц получает, годовой налоговый вычет в сто тысяч будет совсем незаметным, тот уже будет по факту платить около 15%.
— Это что же, получается прогрессивная шкала?
— Совершенно верно. При ощутимом едином налоговом вычете плоская шкала элегантно превращается в прогрессивную. Смотрите — бедный со своей тридцатитысячной зарплаты заплатит в год на 8 тысяч меньше, зажиточный со своей сотни тысяч — на 8 тысяч больше, а богатый с миллиона — на двести с лишним тысяч больше, чем платит сейчас.
— А зачем такая хитрость? Не проще ли открыто ввести прогрессивную шкалу?
— Для бухгалтера и налоговика — сложнее. Много разных ставок, много отдельных расчётов. Придётся в каждом отдельном случае определять, по какой ставке облагать конкретного налогоплательщика. В пограничных ситуациях, когда доход попадает из зоны действия одной ставки в другую, начинаются манёвры, мухлёж.
А здесь всё просто. Ставка единая. Вычет единый. Чем ниже твои доходы, тем ощутимее вычет. Фактическая налоговая нагрузка плавно растёт, без всяких переходных зон.
Кроме того, в правительстве, где доминируют либеральные экономисты, существует культ плоской ставки. Для них это фетиш, который нельзя трогать. А народ требует прогрессивную. Требует повысить налоги с богатых, которые у нас пока самые низкие в Европе. Кого слушать?
А тут нашли такой оригинальный выход. Формальная ставка остаётся плоской, а фактически становится прогрессивной. Богатые платят чуть больше, бедные чуть меньше.
Это всё в стиле Путина — никаких резких движений, плавно, почти незаметно. Никого сильно не обидеть, а проблему решить. Богатые от двух процентов прибавки на стенку не полезут. Бедные довольны.
Можно найти такое решение, что и бюджет увеличится, и больше половины избирателей будут довольны. Такое решение очень близко к названному мной годовому вычету в 100 тысяч рублей.
Посмотрим, что правительство выберет. Может, поменьше сделает вычет, в пользу наполнения бюджета.
— Разве не стоит первоочередная задача наполнить бюджет? Не для этого повышаются ставки?
— Стоит задача в максимальной степени уйти от нефтегазовой зависимости бюджета. Наполнить бюджет нет проблемы — после повышения цен на нефть мы снова огромные суммы валютной выручки выводим в резерв. Оцените масштаб — только за прошлый год мы зарезервировали два бюджета Украины.
Максимальный эффект от повышения НДФЛ — 530 миллиардов рублей. Это если никаких вычетов не делать, обложить двухпроцентной прибавкой всех. А в резервы выведено около шестидесяти миллиардов, — не рублей, а долларов! Это в шесть-семь раз больше. Поэтому никакой проблемы наполнить бюджет России без повышения подоходного налога нет. Но это наполнение за счёт нефти и газа, у которых очень нестойкая ценовая конъюнктура. А подоходный налог — прочный, устойчивый, таких сюрпризов, как в 2014 году, не преподнесёт.
Я бы сделал ещё выше ставку — процентов двадцать. И ещё больше единый вычет, равный прожиточному минимуму, чтобы получилась отчётливо выраженная прогрессивная шкала, от нуля до двадцати. Может, к концу нового президентского срока к этому и подойдут.