До 1 апреля многие украинские чиновники не смогли зарегистрировать свои декларации в специальной системе. Программное обеспечение не справлялось с нагрузкой и выходило из строя. Процесс борьбы с коррупцией в высших эшелонах власти фактически сорван. За полгода никто не поинтересовался у судей, прокуроров и депутатов, каковы источники происхождения сотен тысяч долларов, дорогой недвижимости и коллекций антиквариата. Почему вместо этого президент Пётр Порошенко обязал отчитываться о доходах и имуществе тех, кто разоблачает взяточников, — разбирался киевский корреспондент RT.
© fcw.com.ua
Украинские чиновники, народные депутаты, судьи и прокуроры повторно заполнили электронные декларации (в прошлый раз они должны были представить отчёты до 12 октября 2016 года). Тех, кто не сделал этого до 1 апреля, могут привлечь к уголовной ответственности. Процесс отчёта о доходах и собственности оказался не таким уж простым.
По оценкам украинских экспертов, примерно треть из 1,3 млн человек не смогли подать документы в срок. Последние несколько дней система не работала, что заставляло декларантов проводить у экранов мониторов сутки напролёт.
«С целью создания надлежащих условий для субъектов декларирования администратор реестра «Украинские специальные системы» сейчас проводит работы по замене криптографических библиотек. После завершения этих работ функционирование реестра будет частично восстановлено», — оправдывалось Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции, которое и отвечает за функционирование системы электронного декларирования.
Также по теме
Дел нет: почему на Украине не спешат расследовать нестыковки в декларациях VIP-чиновников
Президент Украины Пётр Порошенко, мэр Киева Виталий Кличко и генеральный прокурор страны Юрий Луценко задекларировали не всё...
Но почему работы надо было проводить именно в период, когда большинство чиновников пытается подать декларации, неизвестно. Премьер-министр Украины Владимир Гройсман даже призвал всю команду агентства, включая её руководителя Наталью Корчак, уйти в отставку. В свою очередь, Корчак сообщила, что не несёт ответственности за техническую работу реестра и увольняться не собирается.
Изменений нет
Электронное декларирование должно было стать мощным инструментом для борьбы с коррупцией в высших эшелонах украинской власти. Под давлением МВФ и западных кредиторов президент Пётр Порошенко в сентябре прошлого года запустил систему, а все депутаты, чиновники и судья опубликовали свои декларации о доходах. Они указали квартиры, дома, ценности и суммы наличных, которые поразили даже видавших многое европейцев.
«В администрации президента недооценивали масштаб происходящего, поэтому решено было оставить ситуацию как есть и не предпринимать никаких дальнейших действий», — рассказал RT источник в администрации президента Украины.
С тех пор действительно ничего не изменилось. Украинское Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции долго утверждало методику проверки деклараций, жаловалось на отсутствие доступа к реестру и нехватку рабочих рук.
В результате ни один крупный украинский чиновник не разъяснил следователям, откуда у него драгоценности, виллы за границей и миллионы наличными.
В работе антикоррупционного ведомства разочаровались даже иностранные доноры. Например, Агентство США по международному развитию (USAID) прекратило сотрудничество с Национальным агентством по вопросам предотвращения коррупции.
globallookpress.com
© ven Hoppe
Проблемы не решены
Оператор реестра — Украинские специальные системы — неоднократно жаловался, что для улучшения ситуации нужно изменить программное обеспечение. На эти цели его представители попросили дополнительно около 100 млн грн ($3,7 млн), что не испугало правительство.
«Нужны деньги — возьмите деньги, хотите не с этим сервером работать, то купите новый. У вас есть 27 млн грн. Вам нужно 50 млн? Дадим 50 млн, 100? Будет 100 миллионов», — заявил Владимир Гройсман. Эксперты же говорят, что решить проблему можно гораздо меньшими усилиями.
«На создание системы, которая не работает, выделили 27 млн гривен. Правительство объявило, что готово потратить на неё до 100 млн грн. Публично заявляю, что команда iGov готова создать систему с бюджетом до 7 млн грн. (включая все серверные мощности). Всё, что превысит эту сумму, — за мой счёт», — написал на своей странице в социальной сети Facebook бывший IT-директор «Приватбанка» и проектный менеджер портала государственных услуг iGov Дмитрий Дубилет.
Источник RT в администрации президента говорит, что никаких громких расследований по новым декларациям за прошлый год, вероятнее всего, не будет.
Это значит, что антикоррупционное ведомство опасается нарушить в хрупкой системе договорённостей существующий баланс интересов. Из-за этого общество может так и не узнать, где в прошлом году министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик заработал $450 тыс., 140 млн евро и 1,4 млн грн., указанные им в декларации. Эти средства он хранит дома.
Также по теме
А про виллы забыли: Порошенко и его окружение обвинили в сокрытии недвижимости в Испании
Группа журналистов установила, что украинский президент Пётр Порошенко и его бизнес-партнёры — депутат Верховной рады Игорь Кононенко...
Зато в следующем году свои декларации вынуждены будут подавать антикоррупционеры — соответствующий закон приняла Верховная рада и подписал Пётр Порошенко.
«Создаётся впечатление, что вопреки официальной антикоррупционной политике меры должны приниматься против тех, кто ставит своей целью борьбу с коррупцией. Несостоятельность гражданского общества быть вовлечённым в борьбу с коррупцией не в интересах Украины. Мы надеемся на пересмотр закона в ближайшем будущем», — отреагировали на документ в МИД Германии.
Близкий к администрации президента Украины политолог сообщил RT, что таким образом Пётр Порошенко решил наказать антикоррупционеров. На протяжении последнего года они очень активно критикуют работу главы государства, а также требуют дать ответы на неприятные вопросы о росте коррупции и пробуксовке реформ. Именно это может быть одной из причин, по которой Порошенко отказался от проведения своей ежегодной пресс-конференции в нынешнем году.