Зарплата – то, ради чего работает большинство людей. Как правило, в компаниях не принято обсуждать их размеры на уровне «это неприлично». Нужно ли запрещать такие разговоры официально?
Рабочий коллектив, даже самый дружный, может легко разругаться после того, как станут известны суммы зарплат каждого члена компании. Доходы в любой фирме не равны. И если тот, кто, казалось бы, работает не слишком яро, да и должность занимает не самую высокую, начинает хвастать новыми гаджетами, автомобилем или дорогой мебелью для дома, это тут же приводит к вопросам. Ревность, зависть, обида, осознание несправедливости – все это результат разговоров о деньгах в коллективе. Кто-то просто обсудит вопрос, пообижается и начнет работать больше в надежде, что руководство его оценит, a кто-то пройдет прямо в кабинет директора с аргументами, почем именно он, a не «тот парень» должен получать бо`льшую зарплату. Что делать в таком случае руководителю, стоит ли вообще обсуждать вопросы зарплаты и позволять делать это подчиненным?
Бизнес-тренер Фрэнсис Бойер говорит о ситуации следующее::
Кто сколько зарабатывает?
Во время обеденного перерыва, кто-то случайно запустил цепь расспросов о том, какую сумму ежемесячно получают работники в компании. Логичный рефлекс: не сказать ничего. Зачем говорить о своей зарплате человеку, который может неправильно отреагировать на произнесенную цифру. Если человек зарабатывает больше, чем любопытный коллега, лучше хранить молчание. Окружающие или не поверят, или начнут завидовать, или станут «гнобить» в коллективе. К тому же, это может привести к изменениям в отношениях и с руководителем, который почувствует перемены в офисной атмосфере. Можно отвести от себя удар, ответив с юмором или отшутившись от этой темы вовсе.
Прибавка: говорить ли?
Человек ждал этого несколько месяцев или даже лет, и вот долгожданное повышение, перевод и рост зарплаты. Поделиться ли с коллегами хорошей новостью? Лучше сдержаться. Некоторые из менее амбициозных сотоварищей будут тихо скрипеть зубами и называть поделившегося выскочкой.
Кричать о своей маленькой зарплате. Это работает?
Нет, так как это в любом случае обернется против кричащего. Человек ставит себя в роль жертвы, а работодателя на место злобного преступника. Коллеги же в большинстве случаев позлорадствуют или будут уверять, что тоже недовольны своей заработной платой. Лучше пойти и поговорить с боссом напрямую.
Можно ли использовать информацию о зарплате коллег, чтобы получить повышение?
Нет смысла разыгрывать греческую трагедию, сравнивая свою зарплату с зарплатой соседа по рабочему месту, стуча к тому же кулаком в офисе начальника. Это не доказывает, что распределение зарплаты происходит несправедливо. Для разрыва в заработной плате существует множество причин: возраст, образование, выслуга лет, опыт, уровень ответственности, самостоятельности и так далее. Вопрос о росте денежного поощрения за труд нужно поднимать прямо на собеседовании. Однако иногда неравенство заработной платы объясняется тем, что некоторые осмеливаются требовать больше, другие нет.
Что же делать руководителю к которому пришел сотрудник с требованием поднять заработную плату? Запрещать ли сотрудникам обсуждать этот вопрос внутри коллектива? Мнения представителей крупнейших компаний опубликовал «VC.ru».
Георгий Лобушкин, пресс-служба «Вконтакте»:
«У нас нет особого регламента, который бы запрещал обсуждать сотрудникам вообще что-либо. Но разработчики настолько увлечены созданием продукта, что многие, скорее всего, и не знают, какая у них зарплата».
Илья Грабовский, пресс-служба «Одноклассников»
«Заработная плата — достаточно личная тема, если можно так сказать. Поэтому даже вне зависимости от наличия запрета на обсуждение подобной темы, люди, как правило, не спешат раскрывать такую информацию. Саму же зарплату, как и возможность ее повышения (понижать, наверное, почти никто не захочет), всегда можно обсудить со своим непосредственным руководителем, как и любые другие рабочие вопросы».
Герман Клименко, основатель Liveinternet:
«У меня достаточно большой сектор бизнесов, и ни в одном из них я не приветствую обсуждения зарплаты. Прямо это не запрещено, но не приветствуется. Дело в том, что в творческих профессиях зарплату нельзя формализовать по пунктам. И объяснить, чем один программист, юрист или аналитик лучше другого совершенно невозможно. Так же, как и сравнить работу двух программистов.
Увольнять за обсуждения я никого не стану, постараюсь объяснить, почему так то и так то... но за 20 лет занятий бизнесом пока не приходилось объясняться по этому поводу».
Сергей Шалаев, гендиректор Surfingbird:
«В нашей компании запрет на обсуждение зарплаты есть. Кара, аналогичная ситуации с киевским офисом «Студии Лебедева», — увольнение.
Почему? Да ***** потому что. Это нездоровая тема. Все эти разговоры про сознательность и то, что в коллективе все должно быть прозрачно — хороши исключительно на уровне болтовни ни о чем. Попробуйте выложить в открытый доступ, в интранет Mail.Ru или, к примеру, РБК информацию о том, кто сколько получает. Да после этого можно засекать время, через которое начнется поножовщина».
Сергей Дмитриченко, сооснователь AmazingHiring:
«Поощрять открытое обсуждение заработных плат внутри коллектива не стоит. Запретить людям говорить на эту тему тет-а-тет, наверное, невозможно. Но корпоративные правила, культура компании не должны этому способствовать. Напротив, в коллективе нужно уметь сформировать понимание, что данные о зарплатах сотрудников — это информация внутренняя и знать ее должны только конкретный сотрудник и компания.
Внутреннее, а тем более публичное обсуждение таких вещей, как доходы сотрудников, не несут никаких плюсов для компании. А вот отрицательный эффект от них бывает часто. Знание заработной платы коллеги всегда вызывает желание сравнить ее со своей. При этом на уровень заработной платы обычно влияет большое количество факторов — опыт человека, роль в проекте, потенциал и многое другое. Сотрудники не могут учесть все эти факторы и сделать верные выводы».
Луис фон Ан, основатель и CEO Duolingo:
«Сотрудники Duolingo могут говорить обо всем, что их беспокоит. Тем не менее, в приличном обществе люди обычно не обсуждают свои зарплаты публично – это может вызвать внутрикомандное напряжение и ревность, что редко приводит к позитивным результатам.
Каждый сотрудник в Duolingo получает ту зарплату, на которую сам согласился, а те, кто превосходит ожидания, получают премии и повышения. Никакие обсуждения между сотрудниками не запрещены, и наказаний за разговоры тоже быть не может. Исключение только одно – если собеседники унижают или оскорбляют друг друга».
Напомним, весной 2014 года был уволен руководитель киевского офиса «Студии Артемия Лебедева» Александр Солонько. Позднее в своем блоге Артемий Лебедев сообщил, что Солонько был уволен за попытку создания профсоюза и обсуждение с сотрудниками их зарплат.
В эфире украинского телеканала Солонько рассказывал, что сотрудники были недовольны сложившейся в компании схемой мотивации и оплаты труда. В результате совещания с коллективом киевского офиса было принято решение о том, что сотрудники напишут письмо с претензиями и предложениями Александру Солонько, а он перенаправит его в Москву руководству компании. На следующий день после отправки этого письма Солонько получил уведомление об увольнении, в котором также утверждалось, что он «перепутал бизнес с дружбой с коллективом»:
Артемий Лебедев прокомментировал заявления бывшего подчиненного в своем блоге:
«Если коротко:
Александр решает, что он наместник царя;
Становится локальным царем;
Собирает всех сотрудников;
Суммирует их переживания о том, что курс доллара упал к гривне (зарплаты у нас зафиксированы в гривне уже лет пять как);
И просит их написать ЕМУ письмо, которое он перешлет в Москву;
Тут же увольняется, ибо *****.
С большим уважением всегда относился к Александру. В непростое время в непростом месте он возглавил наш офис. Но наблюдаю местечковое провинциальное феодальное разводилово. Вместо руководства Александр перешел к владению. А сначала в нашей вселенной катапультируются авторы профсоюзных движений.
Желаю Александру удачи в построении собственной компании. И клиентов побогаче.
Первый пункт студийных правил: запрещено обсуждать зарплату, потому что у каждого она своя».
Специалисты констатируют: если сотрудник пришел просить повышения зарплаты, приводя единственный аргумент: «Коллеги получают больше», это не повод поднимать и его доходы. Сотруднику нужно четно пояснить, почему тот или иной человек в коллективе имеет большую зарплату, а также разъяснить, что нужно сделать для того, чтобы уровень зарплаты рос. Бывают, конечно, исключения, когда руководитель упустил из поля зрения повышение премии или оклада ценному сотруднику, «доросшему» до новой суммы, но такие ситуации - единичны.
В целом на подобное обращение стоит отреагировать достаточно жестко, иначе, в случае одного послабления, в кабинет босса может выстроиться очередь из тех, кто хочет сделать свою жизнь лучше, а зарплату - выше.
По материалам VC.ru, БлогПи