В этом году исполнилось десять лет попыткам Украины получить ПДЧ в НАТО, хотя впервые такую идею принял на вооружение ещё Леонид Кучма. И даже включил соответствующие положения в закон «Об основах внутренней и внешней политики». Но «кольчужный скандал», сфабрикованный Западом, настолько разозлил эмоционального Кучму, что тезис о стремлении в НАТО исчез из следующей редакции закона. В марте 2008-го стало известно о письме Ющенко, Тимошенко и Яценюка, в котором они, нарушая Конституцию Украины и её законы, просились в альянс. Теперь Порошенко рвётся в НАТО и ЕС, пишет ОднаРодина.
Одного хотения мало
Агитация за вступление Украины в этот военно-политический блок, свёрнутая после проигрыша Ющенко на президентских выборах, не просто возобновилась после государственного переворота 2014 года. Она стала напоминать истерию. И партию первой скрипки в этой музыкальной пьесе исполняет нынешний президент, не перестающий вещать о том, что такое вступление состоится, если не сегодня вечером, то уж точно завтра утром.
На самом же деле ситуация в этом вопросе не столь радужная, как он утверждает. Ещё при Ющенко натовские офицеры, когда речь заходила о вступлении Украины в альянс, откровенно говорили, что в этом нет смысла, поскольку они не хотят, чтобы в случае войны с Россией две трети населения стреляло им в спину. И это было действительно так: на сайте МИД Украины, жёстко контролируемом одним из главных лоббистов вступления Борисом Тарасюком, около 60% посетителей голосовало против НАТО.
После начала карательной операции против Донбасса, которую украинская пропаганда немедленно объявила «войной против российской агрессии», ситуация в вопросе поддержки идеи вступления в альянс поменялась.
С началом боевых действий на востоке страны численность сторонников этой идеи увеличилась до 40–45%, после наиболее жестоких военных поражений поднимаясь до 51–53%. Причиной тому является безальтернативность предлагаемого властями и подконтрольными им СМИ решения проблемы: либо Украину защищает НАТО, либо она продолжает терпеть поражения.
Разумеется, у стран-членов альянса нет никакого желания направлять десятки тысяч своих солдат на убой на фронт гражданской войны, полыхающей на Донбассе. Десятками направляемых ими инструкторов они ещё могут пожертвовать, как уже не единожды случалось в ходе т. н. АТО, но никак не десятками тысяч.
Нежелание видеть Украину в составе военного блока продиктовано не только этим. Дело в том, что существуют обязательные условия для приёма в него той или иной страны. Во-первых, отсутствие территориальных споров с другими государствами. Выдумка про «войну с Россией», предназначенная для внутреннего пользования, и вовсе ставит крест на членстве. Во-вторых, страны-кандидаты к моменту вступления должны соответствовать чётко обозначенным требованиям, до которых Украине, как говорится, как до Пекина на карачках.
Далёкая теоретическая перспектива
Как известно, Украина унаследовала от СССР просто гигантское количество вооружений и боеприпасов. Этим наследством она активно торгует уже четверть века, вплоть до 2016 года входя в десятку крупнейших экспортёров оружия в мире. И лишь с 2017 года была вынуждена сократить его экспорт.
Что бы ни говорили украинские политики о своём вступлении в НАТО «уже завтра», собственных оружейных разработок в стране очень мало. Производство оружия минимально. При этом вступление в блок требует перевода систем вооружений на стандарты НАТО: типы оружия, калибры, используемые боеприпасы. Денег на такое перевооружение у Украины просто нет, а бесплатно ей никто ничего не даст. И даже предоставление оружия в кредит проблему не решит: Киев уже сейчас занимает деньги у МВФ, чтобы расплатиться с предыдущими кредитами.
Перевод оружия и боеприпасов на натовские стандарты — это всего лишь часть проблемы. Стандартами оговорены буквально все аспекты военной деятельности, включая радиосвязь, процедуры принятия решений, принципы взаимодействия подразделений в бою, численный, кадровый и боевой состав этих подразделений. И бодрые рапорты украинского министра о переводе ВСУ на сотни и тысячи стандартов НАТО — не более чем отчёты перед спонсорами о «выполнении планов пятилетки за три дня».
Конечно, определённая работа под чутким руководством иностранных инструкторов ведётся. Так, по информации представителя Генштаба ВСУ Геннадия Коваленко, «осуществляется курсовая подготовка… Американцами подготовлено 11 батальонов, канадцами подготовлено более 6 тыс. военнослужащих, британцами — около 8 тыс. военнослужащих». То есть за три года натовцы обучили ведению боевых действий по своим стандартам около 10% численности армии. Причём большая часть военнослужащих, прошедших это обучение, уже уволилась в запас.
Конечно, судить о процессах, происходящих в ВСУ, только по этим цифрам неправильно. Тот же Коваленко не скрывает, что «конечная цель — иметь своих собственных инструкторов, которые проводили бы подготовку по стандартам НАТО». Но этот процесс отнюдь не так скор, как вещают с трибун и телеэкранов Порошенко и его ближайшее окружение. В отличие от них нескорую теоретическую натовскую перспективу признаёт даже большой любитель соврать в пропагандистских целях Александр Турчинов, не единожды признававшийся в своём вранье «ради благих целей».
«Пока Украина не стала членом НАТО, а это не близкая перспектива, мы вынуждены рассчитывать исключительно на самих себя», — откровенничает он в интервью «Интерфаксу».
Холопье дело — молчать!
Среди целей, ради которых затевалась «революция» 2014 года, было превращение Украины в натовский плацдарм в противостоянии с Россией. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять это, нужно только прочитать труды американских «столпов» геополитики. Среди перечня инструментов удушения РФ в объятиях «Петли анаконды» одним из важнейших значится создание по периметру России пояса нестабильности. И события на востоке Украины полностью соответствуют этой стратегии.
Украина не нужна НАТО в качестве своего члена. Несмотря на массированную пропагандистскую истерию, она продолжает оставаться «излишне» близкой России благодаря связям между простыми людьми двух стран. Другой разговор — использовать украинцев для войны со своими соседями за интересы США и альянса до последнего украинца. Именно поэтому руководство НАТО, находящееся под полным американским контролем, пытается привязать политическое и военное руководство Украины многочисленными «программами сотрудничества», включая обучение военных.
Мало того, эта привязка осуществляется и на законодательном уровне. 21 июня был принят закон о национальной безопасности. Он разрабатывался не украинскими специалистами, а «западными партнёрами». И что от того, что Мосийчук назвал это «государственной изменой». Можно по-разному относиться к этому русофобу, бандиту, в своё время осуждённому за подготовку теракта, и взяточнику, пойманному с поличным, но в одном ему не откажешь: суть того, что происходит в связи с данным законом, он уловил точно.
Украина для стран НАТО является подчинённой территорией, управляемой извне, предназначение которой — беспрекословно исполнять все капризы метрополии и не вякать. А членство в НАТО — всего лишь морковка, подвешенная перед носом осла, везущего повозку с тяжёлым грузом натовских планов.
Есть ли всё-таки перспективы для вступления Украины в НАТО? Да, убеждены украинские эксперты. Но…
Политолог Вадим Карасёв, например, считает, что украинцы — не чехи, не словаки, не поляки и не прибалты. На Украине совершенно другая ситуация, и, как ему кажется, всё говорит о том, что в НАТО Украину не ждут. А единственным возможным вариантом для членства в альянсе является сценарий с распадом страны на отдельно взятые регионы.
В таком случае, может быть, НАТО смилостивится и примет, к примеру, западную часть Украины в свой состав. Любопытно, что с мнением Карасёва согласен ярый сторонник евроинтеграции и вступления в НАТО дипломат Василий Филипчук. По его, Филипчука мнению, Украина ныне оказалась перед выбором: для вступления в альянс ей нужно либо нормализовать отношения с Россией, либо распасться. А налаживания отношений с Москвой не видать без отказа от идеи вступления в НАТО.
Чем бы ни закончилось развитие нынешней ситуации на Украине, до тех пор, пока у власти находятся те политические деятели, которых мы ныне видим во главе страны, Украина будет оставаться полигоном, на котором даже не столько обучаются украинские военные, сколько военспецами НАТО отрабатывается тактика боевых действий против России. А ещё испытывается эффективность натовских вооружений: ведь давно уже не секрет, что американские и европейские инструкторы регулярно испытывают на Донбассе свои беспилотники, радары контрбатарейной борьбы и даже системы управления артогнём. Этим Украина им и ценна.
И им наплевать на то, что в июне, по данным даже такой соцгруппы, как «Рейтинг», евроатлантическую интеграцию Украины поддерживало лишь 44% опрошенных, а против было 36%.
26 июня пресс-служба президента Украины сообщила, что генсек НАТО Й. Столтенберг пригласил П. Порошенко принять участие в заседании совета НАТО на уровне глав государств и правительств, а также во встрече высокого уровня государств-участников и стран-партнеров миротворческой миссии «Решительная поддержка» в Афганистане. Вперёд, в Афганистан?