Законопроект о декриминализации побоев в отношении членов семьи и близких лиц готов ко второму чтению и будет принят Госдумой на следующей неделе. При доработке в Комитете по государственному строительству и законодательству он не претерпел никаких сущностных изменений.
Как известно, группа депутатов-единороссов и сенаторов предложила не считать уголовным преступлением семейное насилие, совершенное впервые. Эта инициатива являлась попыткой исправить недопустимую, по мнению авторов, ситуацию, сложившуюся после принятия летом 2016 года т.н. «закона о декриминализации». Частично декриминализировать среди прочих тогда решили и статью 116 Уголовного кодекса («Побои»).
фото: Геннадий Черкасов
Раньше она наказывала всех без разбора за насильственные действия, причинившие физическую боль, но не вред здоровью. А теперь уголовником сразу становится лишь тот, кто ударил близкого человека или чужого, но из хулиганских или экстремистских побуждений. Максимальное наказание — лишение свободы на срок до 2 лет.
За побои без последствий для здоровья в отношении лиц неблизких уголовная ответственность наступает только при рецидиве, а максимальное наказание в этом случае намного мягче: арест до 4 месяцев.
Читайте материал «Взбеленилась социальная категория»: Дума одобрила декриминализацию побоев в семье»
Противники закона о декриминализации (в основном это представители православных родительских организаций) сразу стали называть его «законом о шлепках». Шлепок — это нечто безобидное, не причиняющее вреда здоровью…
«Подчеркиваю: речь идет о статье УК, которая называется «Побои», а не каким-то другим словом», — счел нужным заметить в начале заседания профильного Комитета 19 января Павел Крашенинников («ЕР»).
Все 6 сущностных поправок, предлагающих переработать текст в том или ином направлении, были отклонены. Среди них — поправка Юрия Синельщикова и Тамары Плетневой (оба — КПРФ), которые предложили сделать исключения: совершенное впервые насилие в отношении беременных женщин, несовершеннолетних и лиц, находящихся в беспомощном состоянии, не декриминализировать.
Выступая от имени комитета, один из авторов инициативы о декриминализации «шлепков», Ольга Баталина («ЕР»), заявила, что «нет никаких оснований полагать, что административные дела не будут возбуждаться», а «при повторном насилии будет наступать уголовная ответственность».
По словам г-жи Баталиной, «прямой зависимости» между побоями и убийствами или причинением вреда здоровью нет, а предложения сделать исключения для детей или беременных и беспомощных нарушает концепцию законопроекта, который предлагает ввести «одинаковую ответственность за одни и те же деяния для всех».
В заключение она посоветовала коллегам ознакомиться с результатами свежего опроса ВЦИОМ, из которого следует, что 59% россиян — за то, чтобы ударивших жену или ребенка на первый раз преступниками не считать.
В этом опросе есть и другие цифры: 79% осуждает любые виды насилия в семье, в том числе и шлепки, 19% считает применение физической силы по отношению к детям или родным допустимым. Большинство россиян полагает, что государство не должно оставлять насилие в семье без внимания. А тех, кто полагает, что перевод совершенных впервые побоев в административные правонарушения не даст положительного эффекта, — 41%.
Кстати, в начале декабря 2016 года опрос на ту же тему проводил и Фонд «Общественное мнение». Число россиян, осуждающих семейное насилие, здесь почти совпало с данными ВЦИОМа (77%).
А вот число положительно относящихся к декриминализации семейных побоев получилось другое: 23%, при 44% против и 34% затруднившихся с ответом. ФОМ, правда, спрашивал об отношении к полной декриминализации семейных побоев, а ВЦИОМ — о декриминализации побоев, совершенных впервые…