Все банковские лицензии с 1 января 2018 г. будут разделяться на базовые и универсальные. Челябинский эксперт: «Этот закон отстаивало все банковское сообщество».
Владимир Путин подписал закон о разделении банковских лицензий на базовые и универсальные, сообщают «Известия». Тип лицензии устанавливает разрешенные операции – так, создавать филиалы и иметь дочерние организации на территории иностранного государства смогут с разрешения ЦБ только банки с универсальной лицензией.
Также универсальная лицензия будет выдаваться только банкам, чей капитал превышает 1 млрд руб. Банки с базовой лицензии попадут под упрощенное регулирование, им не придется отчитываться о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом.
Как рассказал «Деловому кварталу» директор «ПрофКапиталСервис» Сергей Колобов, все банковское сообщество давно добивалось подобного закона. Некогда Ассоциация российских банков предлагала разделить банки на региональные и федеральные.
«Сегодня многие банки не в состоянии выдержать жесткого надзора. Банки с базовой лицензией смогут работать в своих регионах, они будут осуществлять более узкий спектр услуг, и не подвергнутся жесткому прессингу со стороны ЦБ. Банкам с универсальной лицензией доступен широкий спектр услуг, они могут открывать филиалы, устанавливать прямые корреспондентские отношения с иностранными банками, осуществлять международное валютные операции, но для них надзор будет по полной программе», – рассказал Сергей Колобов.
По словам эксперта, после подписания закона все банки автоматически получат универсальную лицензию, и только вновь создаваемые кредитные учреждения с 1 января 2018 г. будут получать тип лицензии в зависимости от капитала.
У существующих банков ничего не изменится, но они могут ходатайствовать о заменении лицензию на базовую, чтобы сократить объем операций, отметил Колобов. В Челябинской области сейчас большинство банков удовлетворяют требованиям универсальной лицензии – Уралпромбанк, Челябинвестбанк, Углеметбанк, Банк «Снежинский».
«Пока проблем никаких не вижу, более того, это облегчение для мелких банков, которые могут снизить для себя надзорную нагрузку. Возможно, будет меньше отзывов лицензий – известно, что иногда это происходит по формальным причинам, когда банк не в состоянии выполнить все требования надзора. А они для него не всегда оправданы», – говорит Сергей Колобов.