Американское издание Politico пишет, что проблемная обстановка с туберкулезом на Украине, «тесно связанная с миграцией, нестабильностью и бедностью, особенно актуальна в свете безвизового режима с ЕС».
Так, в Одессе — самый высокий показатель заболеваемости на Украине: 110 случаев на 100,000 человек в 2016 году, и показатель растет. Это особенно тревожит западных обозревателей в контексте того, что как минимум 5 миллионов граждан Украины, согласно информации МИД, находятся на заработках за рубежом — в Польше, Испании, Италии, Португалии, Чехии, России и Германии. Еще 1,5 млн украинцев, будучи внутренне перемещенными лицами, мигрируют в пределах Украины из-за войны на востоке страны.
«Украина должна уделять особое внимание туберкулезу, потому что это очень чувствительная тема для Европы», — приводит Politico слова Алексея Бобрика, специалиста Всемирной организации здравоохранения по ВИЧ, туберкулезу и вирусному гепатиту на Украине.
Западная Европа практически поборола туберкулез в начале 20-го века с помощью лечения, улучшения качества мониторинга и информированности граждан, а также путем повышения уровня жизни. С распадом Советского Союза, пишет Politico, болезнь в бывших советских республиках вспыхнула с удвоенной силой. В 1995 году Украина объявила эпидемию туберкулеза. С тех пор страна получила огромную международную помощь для борьбы с туберкулезом и ВИЧ. Однако, по наблюдению американских журналистов, «слабая политическая воля и хроническое недоверие к коррумпированной системе здравоохранения страны сдерживают прогресс».
В то время как общие показатели заболеваемости туберкулезом постепенно снижаются, в таких местах, как Одесса, они продолжают расти. Самая большая тревога заключается в том, что Украина — одна из мировых стран-лидеров по мультирезистентным формам туберкулеза, которые не поддаются традиционному лечению. Так, по данным ВОЗ в 2016 году 1/4 часть от общего количества выявленных случаев заболеваний туберкулезом относилась к мультирезистентной форме. Показатели излечения по резистентным формам ниже всего в тех странах, где присутствует мультирезистентный туберкулез. Он составляет 38%. В Одессе же, где широко распространена смешанная инфекция туберкулеза и ВИЧ, общий уровень излечения от туберкулеза в прошлом году составил всего 43%. «Это показывает, насколько неэффективна система здравоохранения. Это позор для европейской страны», — комментирует Бобрик.
Система борьбы с туберкулезом на Украине мало изменилась с советских времен. Она основана на стационарном лечении на протяжении долгих месяцев и даже лет в туберкулезных диспансерах и санаториях. Они часто расположены в некогда красивых исторических зданиях, со временем пришедших в упадок и не подходящих как для современного контроля инфекционных заболеваний, так и для нужд самих пациентов.
«Мы не в состоянии обеспечить необходимые условия для лечения», — сказала врач Оксана Леоненко-Бродецкая, возглавляющая одесский противотуберкулезный диспансер. Он размещается в центре города в классическом здании с облупившейся краской.
«У нас нет отдельных изолированных палат на одного человека, нет системы поэтапного перевода из палаты в палату, и поэтому довольно часты случаи внутрибольничной инфекции».
Согласно современным международным стандартам, изолированное стационарное лечение не является спасением от туберкулеза. Ранний и точный диагноз, своевременное лечение и амбулаторное наблюдение — вот адекватный ответ на угрозу.
Большинство пациентов перестают быть заразными в течение нескольких дней или недель после начала лечения. В стране, где высокий уровень безработицы и низкий — социального обеспечения, и в таком городе как Одесса, где очень много приезжих, держать пациентов месяцами в плохо оснащенных больницах нереально, не имеет смысла и безумно дорого. «Украине это не по карману, — говорит Бобрик. — Можно потратить финансирование на туберкулезные диспансеры и на большую армию работников здравоохранения, которые сидят в этих диспансерах и не выходят к пациентам. А можно создать модель амбулаторного лечения».
Амбулаторное лечение требует изменения подхода. Более 20% зараженных туберкулезом пациентов в Одессе в 2016 году были мигрантами и не местными. Многие из них (но далеко не все) относятся к неблагополучным и социально-незащищенным слоям общества: бездомные, наркоманы, бывшие заключенные. Стереотипы, связанные с туберкулезом — еще одна причина, по которой пациенты стараются не связываться с тубдиспансерами.
«Все они стараются исчезнуть», — говорит Леоненко-Бродецкая о своих пациентах. Многие сообщают ложные адреса и уходят из-под медицинского наблюдения, как только почувствуют первые улучшения.
Все, кто занимается проблемой туберкулеза в Одессе, говорят о таксистах и торговцах на рынке, которые работают с активной формой болезни и поддельной медицинской справкой, потому что не могут позволить себе остаться не у дел, потерять работу. Возможно, в таких историях есть доля выдумки, но пациенты тубдиспансеров вспоминают других больных, которые прекратили принимать лекарства.
Одна из пациенток, 34-летняя Мария Кочетова, считает, что ей повезло — как только она попала в больницу, ее заболевание было диагностировано в течение трех дней вместо трех недель, а лечение туберкулеза на Украине формально бесплатное. Но в течение этих трех дней что ей пришлось заплатить более 1000 гривен (€ 33) за различные услуги — это заработная плата за две недели для младшего медицинского работника. Пациентка не относится к группе риска — она не бездомная, не употребляет наркотики, имеет постоянную работу уборщицы.
Не госпитализированные пациенты вынуждены каждый день ездить в больницу за лекарствами. Принимать лекарства они должны под наблюдением, чтобы полностью пройти курс лечения от мультирезистентной формы туберкулеза, который может длиться до двух лет. Игнорирование лечения грозит не только продолжением болезни, но и развитием ее лекарственно-устойчивых форм. Ежедневно ездить в больницу обременительно, особенно для тех, у кого нет постоянного дохода и места жительства, а также для жителей сельских районов.
Программы, проводимые государственными медучреждениями и неправительственными организациями в Одессе, предлагают решение: психологическая и социальная поддержка, введение стимулов для пациентов придерживаться лечения. Стимулы — приносить лекарства на дом, продовольственные посылки, билеты на автобус или кредит для мобильных телефонов. В Одессе также пытались стимулировать медицинский персонал. В рамках бонусной системы для повышения уровня диагностики первичной медико-санитарной помощи семейные врачи получают 2000 гривен (66 евро) за каждую быструю точную диагностику туберкулеза и направление на лечение. В прошлом году городские власти выплатили 200 бонусов за 1113 выявленных случаев.
В будущем город хочет сохранить лечение и мониторинг туберкулеза в рамках амбулаторной системы первичной медико-санитарной помощи, с бонусами для медицинского персонала на основе успешных результатов лечения.
Эти нововведения следуют в рамках реформ системы здравоохранения на Украине. Это изменило бы старую советскую централизованную модель финансирования мед.учреждений на основе количества сотрудников и больничных коек, без учета количества пациентов и их потребностей.
Несмотря на лояльность ЕС и международных организаций, которые значительно поддержали программы Украины по борьбе с туберкулезом и ВИЧ, парламент отложил проект законов о финансировании до осени. Это связано и с мощной оппозицией. В медицинском сообществе Одессы реформы окружены сомнениями и слухами, из-за опасений, что они сократят рабочие места, и подозрениями, что их настоящая цель — распродать ценную недвижимость, использующуюся под больницы.
Примеры других стран постсоветского и восточного блока показывают, что переход к новой модели болезненный, но вполне реален. А из-за того, что Глобальный фонд по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией — главный донор здравоохранения в Украине, финансирующий большую часть мероприятий по борьбе с ВИЧ итуберкулезом — уходит из региона в 2020 году, у Украины мало времени, чтобы найти противодействие эпидемии и несовершенству своей системы здравоохранения.