Европейские партнеры «Газпрома» перечислили дополнительные заемные средства, необходимые для строительства газопровода «Северный поток — 2». Американские санкции против европейских компаний, сотрудничающих с Россией, не остановили немецкий бизнес.
Представители России и Евросоюза заявляют, что вторая ветка «Северного потока» будет построена, несмотря на санкции Вашингтона. Соглашение о долгосрочном финансировании проекта газопровода «Северный поток — 2» было подписано 24 апреля. Общая стоимость проекта оценивается в 9,5 млрд евро. Соглашение предполагает, что пять европейских компаний обязуются предоставить долгосрочное финансирование в объеме 50% от всей суммы.
Заемные средства каждой из компаний составят до 950 млн евро, а единственным акционером проектной компании Nord Stream 2 AG останется «Газпром». В мае стороны заключили соглашение о выдаче AG бридж-кредита на сумму до 6,65 млрд евро (с учетом процентов) на срок до организации проектного финансирования, которое должно покрыть 70% затрат по проекту.
В июне заместитель председателя «Газпрома» Александр Медведев говорил о том, что российская компания успела привлечь финансирование объемом «более 1 млрд евро» в равных долях от каждого партнера на строительство трубопровода. Тогда же власти Соединенных Штатов ввели санкции против европейских компаний, сотрудничающих с «Газпромом» в деле строительства «Северного потока». Принятый Конгрессом США закон предполагает наложение санкций на лиц, вкладывающих в строительство российских трубопроводов более 5 млн долларов за год или 1 млн единовременно. Под этот закон подпадают все европейские фирмы, кредитующие «Северный поток — 2».
Тем не менее все европейские партнеры «Газпрома», участвующие в проекте Nord Stream 2, в прошлом месяце перечислили дополнительные заемные средства для финансирования строительства газопровода. В июльском отчете «Газпрома» отмечается, что Nord Stream 2 AG в июле 2017 года привлекла заемные средства от партнеров по проекту «Северный поток — 2» — Wintershall, OMV, Shell, ENGIE, Uniper — в размере 324 млн евро. Средства были предоставлены на условиях долгосрочного соглашения о финансировании, которое стороны заключили ранее.
О перечислении первого транша на строительство второй ветки Nord Stream было объявлено на следующий день после того, как Сенат США проголосовал за новый пакет антироссийских санкций, штрафующих европейцев за сотрудничество с Москвой в энергетической сфере. Тогда же директор Nord Stream 2 AG Хеннинг Коте заявил, что участвующие в проекте компании будут привлекать заемные средства согласно условиям заключенного соглашения.
В свою очередь «Газпром» также подчеркивает, что американские санкции не помешают реализовать проект второй ветки «Северного потока». «Что касается проекта „Северный поток — 2“ и каким образом мы будем действовать в условиях летней санкционной активности Соединенных Штатов Америки, я думаю, ни для кого не секрет, что „Газпром“ никогда не был в позиции бревна, плывущего по течению, — заявил начальник финансово-экономического департамента компании Александр Иванников. — Как наши партнеры по проекту, так и мы занимаемся тем, что пытаемся добиться определенности. Настолько размытый законопроект, что на сегодняшний момент даже западные юридические компании не могут дать четкого ответа на вопрос, что же можно и что нельзя».
Представитель «Газпрома» подчеркнул, что, в частности, европейские политики усматривают в ограничительных мерах США торговую войну и намерены добиваться разъяснений, которые бы не оказывали влияния на решения бизнеса Европы. Но в любом случае, даже если будут видны риски, превышающие экономическую выгоду партнеров, «проект „Северный поток — 2“ будет реализован при любом разъяснении юристов, OFAC (Департамент Казначейства США, который обеспечивает экономические и торговые санкции — прим. RuBaltic. Ru) и прочих структур».
Очередная американская попытка не дать построить единое энергетическое пространство Европы в очередной раз сталкивается с жестким противодействием как России, так и стран Старого Света и, судя по провалу предыдущих попыток, тоже успеха иметь не будет. Америка не в первый раз использует санкционные механизмы для ограничения российского экономического присутствия в зарубежной Европе. В 1963 году Соединенные Штаты добились от ФРГ запрета поставок в Советский Союз труб большого диаметра для строящихся нефтепроводов «Дружба» и «Бухара — Урал».
В итоге немецкие производители остались без прибыли, а СССР наладил производство собственных труб, которые и были использованы при строительстве нефтепроводов в Европу. В 1981 году президент США Рональд Рейган ввел эмбарго на поставки в Советский Союз высокотехнологичного американского оборудования и потребовал того же от западноевропейских производителей, участвовавших в совместном с СССР проекте строительства газопровода «Уренгой — Помары — Ужгород». Однако газопровод всё равно был проложен — с использованием советских труб и оборудования. Вопреки давлению Вашингтона, в строительство советского газопровода вложились союзники США: консорциум немецких банков во главе с Deutsche Bank предоставил кредит на сумму 3,4 млрд немецких марок для строительства компрессорных станций, позже были подписаны кредитные соглашения с группой французских банков и экспортно-импортным банком Японии.
После распада СССР и Варшавского блока возможности Соединенных Штатов давить на европейских союзников существенно возросли за счет присоединения к американской группе влияния в ЕС почти всей Центральной и Восточной Европы. Американская клиентела в прошлом десятилетии сделала всё от нее зависящее, чтобы разрушить единое энергетическое пространство России и Евросоюза. Принятие Третьего энергопакета ЕС, борьба с российско-германским проектом газопровода «Северный поток», в пропагандистском запале именовавшегося «энергетическим пактом Молотова — Риббентропа» — всё это плод активности борцов за американские интересы из стран Восточной Европы. Тем не менее «Северный поток» был проложен по дну Балтийского моря и начал работать. Остановить его строительство проамериканскому блоку не удалось.
По аналогии с этими историческими примерами провалятся и попытки остановить строительство второй ветки «Северного потока». Нефтепровод «Дружба» и газопровод «Уренгой — Помары — Ужгород» строились и вводились в эксплуатацию на пиках советско-американского противостояния в годы холодной войны. Даже Карибский кризис и провозглашение Советского Союза «империей зла» не могли остановить естественный процесс энергетической интеграции России с Западной Европой. Тем более его не остановят сегодняшняя погрязшая во внутренних дрязгах Америка и ее уп-о разделяющие Европу сателлиты в Польше, Украине или Прибалтике.