На вопросы корреспондента «NOVOSTI-DNY»,> отвечает Милослав Йосифов — болгарский журналист и политтехнолог, 15 лет руководивший информационно-аналитическим сайтом news.bg.
В Алеппо обнаружено большое количество оружия и боеприпасов производства Болгарии. Их использовали террористы. Какова реакция Софии?
— Реакция такая, как будто сделали из мухи слона. Это большой вопрос — и он касается далеко не только Болгарии — как такое количество оружия попало в руки террористов? Найденные в Алеппо боеприпасы не экспортировались напрямую из Болгарии в Сирию. Убежден в этом. В сущности, прокуратура у нас уже начала проверку вопроса. Давайте дождемся результатов. Однако ряд государственных организаций уже объявили, что экспорт оружейной продукции осуществляется полностью легально. Как в итоге оружие попадает в руки террористических групп — уже другое дело.
Официальная российская позиция по теме была достаточно острой…
— Москва, на мой взгляд, политически использовала момент. Вряд ли российское министерство иностранных дел верит, что болгарские фирмы прямо снабжают исламистов и бунтовщиков в Сирии. Россия воспользовалась темой, чтобы поднять торговые вопросы, которые напрямую ее затрагивают. Потому что, в противном случае мы спокойно можем поставить контр-вопрос — а как российское оружие и боеприпасы попадают в руки ДАИШ (ИГ, ИГИЛ — террористическая организация, запрещенная в России) и производных от нее группировок…
Что ожидать от новоизбранного президента Болгарии генерала Румена Радева для улучшения отношений с Россией?
— Может быть, это и есть точная формулировка этого вопроса — улучшение отношений с Россией. Хотя, я не считаю, что они такие уж и плохие в данный момент, имея ввиду серьезное количество российских туристов, посетивших Болгарию в 2016 году.
Считаю, что, прежде всего, генерал Радев поменяет тон в отношении России, политики Москвы и президента Владимира Путина. Но нельзя ожидать перемен в геополитической ориентации Болгарии. Мы — члены ЕС и НАТО, это наш приоритет и цивилизационный выбор. Его категорически воплощает и Румен Радев. Но в отношении Российской Федерацией президент Радев будет соблюдать дипломатический тон. В этом отношении будущая президентская администрация будет отличаться от администрации Росена Плевнелиева, который переигрывал своей критикой в отношении Кремля.
Ожидаю сбалансированной и достойной политики Румена Радева и его будущей команды, однако ни в коем случае резкого поворота на Восток.
Как вы думаете, увидим ли мы российского президента Путина среди гостей болгарского Национального праздника 3 марта — через два месяца?
— Не думаю, что Владимир Путин будет 3 марта в Болгарии. Период достаточно неподходящий для подобного визита. Избранный президент Радев к этому времени прослужит менее двух месяцев на своем посту, а первые встречи каждого нового президента — символические. Кроме того, вероятнее всего, что наш Национальный праздник пройдет в рамках предвыборной кампании по досрочным парламентским выборам, которые, возможно, пройдут 26 марта. Динамика процессов в мире тоже достаточно серьезная и неизвестно, увы, что нас ожидает в начале марта. Но в 2018 году, когда исполнится 140 лет освобождения Болгарии, меня не удивит присутствие российского президента на вершине Шипки.
Только ли бывший военный министр Николай Ненчев может попасть в тюрьму из-за ремонта двигателей МиГов?
— Сначала одно уточнение. Николай Ненчев обвиняется не из-за ремонта двигателей МиГов в Польше, а из-за пренебрежения договорами с российской компанией для продления эксплуатации наших истребителей. Кроме того, обвинение еще не внесено в суд и момент не самый подходящий для анализа и комментариев. О тюрьме пока никак не можем говорить, имея ввиду, что у нас в Болгарии к этому моменту нет ни одного осужденного высшего политика, что бы это ни означало. Будет Ненчев исключением из правил, или нет, еще предстоит посмотреть. Государственное обвинение утверждает, что контрразведка долгое время следила за нашим военным министром, однако в конечном счете его судьбу решит суд и три его инстанции. И это дело, вероятнее всего (если вообще будет заведено), продлится годы. Другой вопрос и более глобальный, хотя и во внутреннем плане: сколько еще случайные люди с сомнительными качествами будут попадать в нашу политику, да еще добираться до возможно самого высшего уровня?! Подобная тенденция является наказанием для нации. Увы, в Болгарии она превратилась в унизительную традицию!
Да, я не припомню другого министра обороны с накрашенными волосами… Тем не менее, разделяете ли вы оценку о том, что Болгария все еще является российским «Троянским конем» в ЕС?
Надо понимать, что «Троянский конь» — творение Одиссея. К сожалению, таких мудрых владетелей и военноначальников в нашей современности уже нет. Кроме того, это определение дала сама российская сторона, то есть, нас оклеветали. Может быть, потому что в прошлом София считалась самой лояльной, послушной и близкой к СССР? Но СССР уже не существует и наступил 2017 год. Мы не можем говорить о «троянских конях». Болгария — член ЕС, у нее есть свои обязательства, и она пытается их выполнять. Мы — небольшое государство и стремимся отстаивать свой суверенитет и иметь свое самочувствие. Лично я думаю, что болгарская нация должна и заслуживает вернуть себе чуство гордости. Естественно, у нас есть политики, которые всегда готовы быть «троянскими конями» — и не только российскими. «Конюшня» наша может быть намного более интернациональной…
Беседовал Георгий Коларов, специально для «NOVOSTI-DNY»,>