Цены на нефть «застряли» на $ 55 за баррель. По данным Bloomberg, такая цена устраивает только Кувейт и Иран. Однако пока котировки на «черное золото» расти не собираются, несмотря даже на то, что члены ОПЕК и добывающие страны вне картеля начали выполнять свои обещания сократить добычу нефти с 1 января.
Почему цены на нефть «заморозились»?
Котировки «черного золота» продолжают держаться на ожиданиях, так как реального дефицита нефти по-прежнему нет. Рынок заполнен дешевой нефтью и когда спрос превысит предложение, эксперты затрудняются сказать. С одной стороны, Саудовская Аравия, Кувейт, Оман, Россия и другие добывающие страны активно выполняют свои обещания по сокращению добычи. С другой, Нигерия и Ливия, у которых нет обязательств по «заморозке», активно ее наращивают. Кроме того, в Китае, который является крупнейшим потребителем нефти, импорт нефти вырос, но в следующие годы прогнозируют небольшой рост. Есть еще немало факторов, которые сказываются на котировках, однако примечательно другое. Цены на нефть в районе $ 55 были и осенью, после заявлений о планах ОПЕК сократить добычу, и в декабре, уже после саммита стран-членов картеля. Таким образом, можно сделать вывод, нефть достигла максимума, который могла получить на одних только заявлениях добывающих стран и теперь уже все зависит от реальной ситуации на рынке. Нынешние же незначительные колебания цены связаны с игрой спекулянтов и не столь значительными для «черного золота» факторами как, например, небольшие изменения курса доллара или количества буровых установок в США.
«Противоположные новости заставили трейдеров занять выжидательную позицию, — считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и преподаватель Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков. — В такой ситуации серьезную роль могут сыграть новости из США: насколько увеличится добыча сланцевой нефти и что конкретно собирается сделать Дональд Трамп, чтобы выполнить свое обещание, — развивать внутреннюю добычу. Как бы эти новости не появились раньше, чем сообщения о том, что добыча нефти и спрос на нее сравнялись».
Подорожает ли нефть и когда?
По данным Bloomberg, нынешняя цена на нефть устраивает только Кувейт и Иран. Для бездефицитного бюджета России необходимо, чтобы «черное золото» продавалось по $ 69, Саудовской Аравии — по $ 79, Венесуэле — по $ 117, а Ливии — вообще по $ 216. Поэтому неудивительно, что страны готовы сокращать добычу быстрее и больше обещанного. Например, министр энергетики Саудовской Аравии Халед аль-Фалех заявил, что добыча нефти в стране снизилась ниже 10 млн. баррелей в сутки — больше обещанного сокращения в 486 тыс. баррелей. О дополнительном сокращении заявили и власти Кувейта, которые, как сообщил министр нефти эмирата Ассам аль-Марзук, уже выполнили свои обещания и готовы увеличить сокращение. Кувейт снизил добычу не на 131 тысячу баррелей, а на 133 тыс. баррелей и готов довести снижение до 146–148 тыс.
По словам главы Минэнерго России Александра Новака, сокращение добычи в России идет с опережением графика на 10 дней. Напомним, что Россия обязалась сократить добычу на 300 тыс. баррелей.
Активное выполнение странами ОПЕК и другими добывающими государствами своих обещаний дали повод министру энергетики Саудовской Аравии Халеду аль-Фалеху заявить сегодня, что продлевать через полгода соглашение о сокращении добычи не будет смысла. «Мы не думаем, что это необходимо с учетом уровня исполнения, которое мы видим, и ожиданий спроса, — сказал саудовский чиновник, передает агентство Bloomberg. — Балансировка, которая медленно началась в 2016 году, полностью сработает к концу первой половины года».
При этом Халед аль-Фалех признал, что есть много факторов, которые за это время могут повлиять на ситуацию: «Но тогда (в июне) мы и сможем их оценить».
Глава Международного энергетического агентства (IEA) Фатих Бироль также считает, что спрос-предложение нефти сбалансируется к середине года. Однако предполагает, что неустойчивость цен сохранится. По его словам, как сообщает агентство Reuters, соглашение ОПЕК может говорить о более высоких ценах, которые стимулируют добычу в США и других государствах, не участвующих в сокращении добычи.
«Ливия открывает краны. На прошлой неделе она достигла самого высокого показателя за последние три года и запустила свой главный экспортный терминал», — написал глава инвестиционно-консалтингового агентства Energy and Capital Кейт Коль.
«Это стало полной неожиданностью от страны, на которую не обращали особого внимания из-за проблем с безопасностью, — говорит ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков. — Кроме того, Нигерия наращивает добычу и есть сомнения, что Ирак сдержит обещание и не будет повышать добычу».
Как считает глава Международного энергетического агентства (IEA) Фатих Бироль, если в этом году инвестиции в нефтедобычу продолжат сохраняться ни низком уровне, то через несколько лет мир может получить огромный дефицит нефти. Но это — потом, пока же в январском докладе «Глобальные экономические перспективы-2017» Всемирный банк улучшил прогноз стоимости нефти, но она все равно не должна превысить $ 55 за баррель. Лучше прогноз у банкиров из HSBC, которые считают, что нефть подорожает на $ 5–10 в 2017 году. «Мы сохраняем свои прогнозы годичной давности по средним ценам Brent в 2017 и 2018 годах на уровне $ 60 и $ 75 (наш прогноз на 2016 год составлял $ 45, и средняя цена действительно составила $ 45.10). Мы не видим причин менять свое мнение, и в текущем году ждем среднего роста примерно на $ 5 в квартал ($ 55-$ 60-$ 60-$ 65)», — считают в HSBC, пишет FXStreet.
Примерно такие же прогнозы по стоимости нефти сделал недавно и глава Минприроды России Сергей Донской.
Что будет со сланцевой нефтью?
Сланцевая добыча в США сумела пережить низкие цены на нефть и благодаря новым технологиям, как утверждают представители американских компаний, добыча выгодна им уже при уровне цен в $ 50–60 и даже $ 45. В том числе поэтому аналитики банка HSBC, как сообщает издание FXStreet, прогнозируют бум сланцевой добычи в США в ближайшие годы. По их мнению, ко второму полугодию 2018 года количество буровых установок увеличится вдвое. Однако это не станет мощным ударом по ценам на нефть. В HSBC предполагают, что в добывающих странах, не входящих в ОПЕК, истощаются уже разработанные месторождения и наблюдается серьезное снижение инвестиций. «Несмотря на ожидаемый рост добычи в США, мы не ждем роста совокупного объема добычи за пределами ОПЕК как минимум в ближайшие 10 лет», — отметили в банке.
По прогнозу Минэнерго США (EIA), в 2017 году добыча сланцевой нефти вырастет на 200 тыс. баррелей в сутки. Для сравнения, страны ОПЕК и другие добывающие государства договорились сократить добычу на 1,7–1,8 млн. баррелей в сутки.
Вроде бы объемы небольшие с учетом роста спроса на нефть, однако рынок нервничает. Показателем неуверенности может быть активное хеджирование (страхование) американских компаний и торговцев. Несмотря на то, что нефть северо-американской марки WTI торгуется сейчас на уровне $ 52, они страхуют свои риски по цене $ 50 за баррель.
«Конечно, если бы была уверенность в том, что нефтяные цены устремятся к $ 70, то добытчики в меньшей степени продавали бы по текущему курсу», — сказал агентству Bloomberg аналитик по энергетике Citi Futures Perspective Тим Эванс.
Менеджер фонда Tyche Capital Advisors LLC Тарик Захир считает, что производители защищают себя: «Увеличение добычи в США вместе с Ливией действительно может ударить по рынку».
Станет ли России лучше от нынешних цен на нефть?
По мнению министра финансов России Антона Силуанова, нефть даже по $ 50 очень выгодна России. Сохранится Резервный фонд, который при низкой стоимости «черного золота» закончился бы в этом году. По словам министра, это удастся сделать благодаря дополнительным доходам бюджета около 1 трлн. рублей. Также не будет необходимости тратить средства Фонда национального благосостояния, сказал министр.
Впрочем, бездефицитным бюджет России все равно не получится, считает научный сотрудник Высшей школы экономики Марсель Салихов. «В этом году дефицит бюджета запланирован на уровне 2,7 млрд. рублей при цене нефти в $ 40 и курсе доллара 67 рублей. Если нефть марки Urals будет продаваться по $ 53–55, то дополнительно правительство получит 1–1,5 млрд. рублей. То есть покрыть дефицит бюджета все равно не получится. И речь может идти только о том, что правительство не потратит средства Резервного фонда, Фонда национального благосостояния и будет меньше заимствовать».
По словам эксперта, есть все основания предполагать, что Россия в этом году выйдет из рецессии и ВВП вырастет на 1%. «Однако главным я бы назвал появление оптимизма у инвесторов. Вкладывать в Россию при цене на нефть в $ 55 все-таки интереснее, чем при $ 30», — говорит Марсель Салихов.
«То настроение, которое у нас у всех присутствует — некоторая благодушность — связана с тем, что цена на нефть выше, чем те параметры, которые заложены в бюджете, что влечет за собой соответствующие последствия. Но мне кажется, без необходимости или без осуществления соответствующих структурных реформ в тех сферах, которые очевидны, это мнимое улучшение. Если она (цена на нефть) припадет, мы опять столкнемся с теми же проблемами, которые имели совсем недавно. Сейчас этот позитив нужно как минимум использовать для двух вещей. Первое — нужно спокойно исполнять бюджет и не дергаться. Сейчас есть некоторые отрасли, которые не получили той поддержки, которая необходима им в бюджете 2017 года. В первую очередь, это автомобилестроение, машиностроение. А вот что касается всего остального, то лишних обязательств на себя набирать не надо, поскольку мы еще только-только приступили к исполнению бюджета, еще ничего такого не произошло для того, чтобы что-то в нем радикально менять», — рассказала ТАСС глава Счетной палаты Татьяна Голикова.
Рядовые россияне от нынешних цен на нефть вряд ли много выиграют, считает научный сотрудник Высшей школы экономики Марсель Салихов. «Снизился курс доллара и, возможно, замедлится инфляция», — говорит эксперт.