Грузинская оппозиционная партия «Единое национальное движение» (ЕНД) стоит на пороге больших перемен. В первое время после сокрушительного ее поражения на парламентских выборах 2012 года партия еще производила впечатление прочного монолита, сохранившего свое руководящее ядро. Если недавно отток из партии значительного количества рядовых членов и функционеров среднего ранга объяснялся очищением партии от политических «попутчиков», «прилипал» и карьеристов. Сегодня же можно смело говорить о начале процесса «ядерного распада», потому что сплоченность рядов руководящего ядра ЕНД стала таять быстрее полярных льдов в эпоху глобального потепления.
Возможно, важнейшим фактором раскола стало бегство из страны создателя и руководителя партии экс-президента Михаила Саакашвили, против которого грузинские власти возбудили целый ряд уголовных дел, а с получением украинского гражданства он уже и по закону лишился права участия в политической жизни Грузии. В этих условиях кто-то должен был заменить эту пусть и преступную, но достаточно харизматичную фигуру. Эту роль взяли на себя бывшй секретарь Совбеза Грузии Гига Бокерия — обладатель неформального титула «серого кардинала» и экс-спикер парламента и один из лидеров партии Давид Бакрадзе. Однако их самовыдвижение на первые роли в партии Саакашвили не понравилось, так как он предпочитал управлять «Единым национальным движением» из кресла одесского губернатора.
Тем не менее, Саакашвили явно недооценил своих соратников или наоборот переоценил их преданность себе. Кроме того, беглый экс-президент рекомендовал партии, не имевшей ни малейшего шанса на победу, не идти на второй тур парламентских выбров, чтобы потом обвинить своих оппонентов, в лице правящей партии «Грузинская мечта», в фальсификациях и кричать об украденной победе.
Новые лидеры в свою очередь действовали по принципу «с глаз долой — из сердца вон». Выполнить указание Саакашвили означало бы потерю депутатских кресел, а в отличие от своего бывшего начальника, губернаторских постов они не занимали. Верность Михаилу Саакашвили сохранил только клан семьи Ахалая, которых даже многие «мишисты» (сторонники Саакашвили) считали откровенно криминальными. Таким образом, бывшая партия власти Грузии раскололась, а Саакашвили обвинил в этом, естественно, экс-премьера и неформального лидера правящей партии «Грузинская мечта» Бидзину Иванишвили, заявляя, что тот на корню перекупил его бывших друзей.
Новый всплеск страстей разгорелся в связи с намерением группы Бокерия-Бакрадзе сместить с должности председателя оппозиционной парламентской фракции «Единое национальное движение» Нику Мелия, который сохранил верность экс-президенту. Страсти развернулись нешуточные, все телеканалы, захлебываясь, показывали сцену, в которой видные функционеры ЕНД Акакий Бобохидзе, Елена Хоштария и Серго Ратиани изгоняли из кабинета Нику Мелия, который публично обвинял их в том, что его собственный ребенок так не слушается папу, как они Гигу Бокерия.
Смещение Ники Мелия должно было состояться до 20 января, когда соберется съезд «Единого национального движения». И вот в этой симфонии ожесточенной политической борьбы громко зазвучала новая тема — из тюрьмы вышел экс-мэр Тбилиси, один из лидеров ЕНД Гиги Угулава. Вышел не по амнистии, а по переквалификации судебного дела, где обвинение в растрате было заменено превышением служебных полномочий. Если по первому приговору он должен был отсидеть четыре с половиной года, то по второму всего один год, три месяца и двадцать два дня, а этот срок уже истек, так что экс-мэр выходит на свободу с чистой совестью и тут же включается в политическую борьбу.
Именно по просьбе Угулава на несколько дней переносится заседание, на котором должны были сместить с должности Нику Мелия. Однако последний по этому поводу никаких иллюзий не питает и особой благодарности не испытывает. «Гиги Угулава не является никаким примирителем. Он является стороной — членом команды Гиги Бокерия», — заявил Ника Мелия.
Сам же Гиги Угулава сделал целый ряд просто восхитительных заявлений. «К сожалению, у нас в Грузии есть политзаключенные, и наша задача — их освобождение. Если мое освобождение — начало этого процесса, — это очень хорошо. Но работы еще много, и я хочу, чтобы все поняли, что пока в нашей стране будут политзаключенные, наша политика будет радикальной и будет сильное противостояние, а ответственным за это будет большинство и правительство», — заявил экс-мэр Тбилиси.
Вообще-то, достаточно неожиданное освобождение Угулава злые языки увязывают с январским новогодним визитом делегации американского сенатора Джона Маккейна в Грузию, но это всего лишь частные мнения.
А вот слышать призывы к освобождению политзаключенных и всеобщим амнистиям от человека, который, находясь вместе со своей партией у власти, вывел Грузию на первые места по количеству заключенных, как-то уж очень удивительно. Причем эта просьба подкрепляется и открытой угрозой о радикальном и сильном противостоянии, причем виновато в этом будет, конечно, правительство Грузии. Суть политической амнистии по Угулаве заключается в необходимости «начать все с чистого листа», то есть надо забыть, что кто-то был бандитом, а кто-то его жертвой и начать все сначала. Думается, что жертвам такая инициатива особенно «понравится».
Гиги Угулава также считает, что если правительство не пойдет на такую амнистию, ее обязан провести президент. «Сегодня время, когда прощение выше права, и это обязанность президента. И сейчас не время судить, кто виноват», — заявил он.
Ну разве это не прелестно и восхитительно! Преследовать человека только за то, что он совершал преступления?! Тем более, что это не какой-нибудь гражданин, а член «Единого национального движения». Главное — это лозунг «Прощение выше права».
В свою бытность во власти Гиги Угулава и его соратники с правом делали вообще все, что хотели. Намного выше права стояли их интересы, их желания, их идеи. И сегодня эти люди не могут себе представить, что право может стоять выше всего, и об него больше нельзя вытирать ноги. Возможно, посещая в детстве Дворец пионеров, Угулава читал басню Крылова «Волк на псарне». Сегодняшняя его позиция точно воспроизводит ситуацию в басне. Роль Угулава заключается в том, что он, говоря современным языком, кризисный менеджер. Чтобы выйти из кризиса, он готов встретиться и с Михаилом Саакашвили, поговорить с ним, встретиться со всеми группами, согласовать позиции.
«Я хорошо понимаю, что старые формы отношений не восстановятся, но мы должны найти общую платформу для отношений, которая будет ориентирована на будущее. Для этого нужны воля, преодоление отчужденности, надо говорить о проблемах, в том числе говорить откровенно друг с другом», — заявил Угулава.
Короче говоря, преступникам нужно перестроится, перегруппироваться, функционерам пересесть в новые кресла. Поговорить друг с другом. Сговориться снова.
Но коль уж речь зашла о Крылове, нельзя не вспомнить еще одно его изречение: «А вы, друзья, как ни садитесь»…
Ираклий Чхеидзе (Тбилиси), спецально для «NOVOSTI-DNY»,>