Автомобиль, прозванный «зубилом», оказался идеальным для опытов. На его базе было создано множество экспериментальных моделей. Причем постарались не только заводские дизайнеры и инженеры, но еще кулибины из народа.
Попытка стать модным
Была предпринята в конце 1980-х. До этого переднеприводная машина выпускалась в нескольких разновидностях: 3- и 5-дверные хэтчбеки, а также «девяносто девятый» седан. Правда, для импорта была еще вариация «Наташа», которая являлась обладательницей кузова кабриолет. Существовала и еще одна модификация, практически неизвестная — Fun в кузове ландо.
Так вот, в 1988 году вазовский Центр стиля (да-да, был и такой) подготовил опытный образец авто в кузове тарга. Его, собственно, так и назвали — ВАЗ-2108 Тарга. От обычной «восьмерки» концепт отличался кузовом родстер, а также центральной несъемной дугой, которая усиливала жесткость открытого кузова. Часть крыши можно было убрать. Поработали дизайнеры и над внешним обликом машины. Особенно сильно они изменили ее заднюю часть, отчего она стала напоминать «чешку» Lada Bohemia.
Понятно, что в неспокойные перестроечные времена на Волжском заводе никто не рассчитывал, что Тарга выстрелит и найдет покупателей в СССР. Главный расчет был на экспорт, особенно в средиземноморские страны. Но… дальше одного авто и одного кузова дело не пошло. Почему? Точного ответа нет. Видимо, на заводе решили отказаться от проекта с сомнительными перспективами.
Миф, который не стал реальностью
Переднеприводные Самары стали первыми авто в линейке завода, которым не достался кузов универсал. Ведь у Жигулей было аж два «универсальных» представителя — «двойка» и «четверка». Поэтому народ активно продвигал идею, что «кто-то и где-то видел» ВАЗ-2108 в облике «вагона».
На деле ничего такого не было. Универсал обошел это семейство стороной. И на то были свои причины. Главная из которых — это технологические сложности при превращении стандартной «восьмерки» в универсал.
На заводе все модели старались максимально унифицировать по типу кузовов. К тому же, инженерам банально не хватало опыта в подобных «операциях». Да и создавать модель-конкурента «четверки» была, по большому счету, бессмысленно. Страна, по мнению руководства завода, не нуждалась в двух отечественных универсалах.
Главные страдания по «вагонной восьмерке» пришлись на начало нулевых, когда в Сети то и дело всплывали фотографии некого вазовского универсала. Его «донорами» становились поочередно и «восьмерка», и «девяносто девятая», и «пятнашка». Но это был фейк — и ничего более.
Да прибудет с вами фургон!
В начале 2000-х годов на заводе был создан двухместный фургон ВАЗ-1706. Дали ему и собственное имя — «Челнок». В производстве авто продержался с 2000 по 2003 годы.
Создали фургон на безе «восьмерки». Вот только заднюю подвеску решено было использовать от «одиннадцатой» модели. И хотя машина получилась неказистой, все огрехи перекрывала солидная грузовая платформа, спрятанная под стеклопластиковым колпаком.
«Челнок» производили в двух вариациях: первая была создана на платформе ВАЗ-2108, а вторая — на базе «пятнашки».
Король джунглей
Этот автомобиль мог бы произвести фурор. Инженеры ВАЗа взяли кузов «восьмерки» и надели его агрегатами и узлами от тогдашней Нивы. Так появилась модель с гордым именем Тарзан.
Опыт по скрещиванию нельзя назвать неудачным. Совместный проект НТЦ ОПП АвтоВАЗ и компании DECON получился как минимум самобытным и вполне жизнеспособным. Да и выглядел он интересно.
Внешность прокачали оригинальным обвесом и массивными колесными арками. Да и сам авто получился комфортным, вместительным, с отличными внедорожными способностями. К этому добавились задние дисковые тормоза (!) и обе независимые подвески. В общем, красота.
Чуть позже Тарзан переехал на базу «одиннадцатой» модели. Но это уже, как говорится, другая история. Но, что в первом, что во втором случае финал получился грустным. Автомобили так и не стали серийными.
Купе от ВАЗа
Никогда вазовского купе не было. Хотя на дорогах в 1990−00 годы можно было встретить двухдверные седаны, которые напоминали слияние «восьмерки» и «девяносто девятой». Но завод к этому симбиозу не имел отношения. Все это — продукт гаражных кулибиных.
Создавались псевдокупе так. В гараже умелец «чекрыжил» у ВАЗ-2108 заднюю часть. А к передней приваривал корму «девяносто девятой». Менять приходилось и панель крыши.
Тем же кулибиным, которые владели «девяносто девятыми», приходилось в свои авто внедрять «органы» от ВАЗ-2108. Например, менялись двери, ведь у хэтчбека они более длинные.