Чаще всего концепт-кары производят приятное впечатление. Некоторые и вовсе принимаются восторженно. Но иногда происходят выстрелы в «молоко». Это случается, когда дизайнеры уж слишком сильно отрываются от реальности.
Mitsubishi HSR-V: привет лунатикам!
В середине 1990-х большинство экспертов и критиков искренне считали, что автомобильное будущее на 100% принадлежит японским компаниям. Поэтому эти компании получили статус «неприкасаемых», и карт-бланш на самые странные (читай сумасшедшие) разработки.
Этим и воспользовались в конструкторском бюро Mitsubishi. Пытаясь предопределить будущее автомобильной эволюции, там создали модель HSR-V. Ее дебют состоялся на автосалоне во Франкфурте в 1995 году. Технически машина удалась: регулируемый клиренс, мобильная жесткая крыша, достойный силовой агрегат. Восторженные отклики заслужила и электронная «продвинутость» «японца».
Но единственный минус перечеркнул все плюсы модели. И это — внешний облик. Ни критики, ни обыватели не оценили «космический» дизайн автомобиля, ассоциировавшийся со стеклянным колпаком.
Ford GT90: вот так Focus
Модель GT90, хотя она и произвела неоднозначное впечатление, назвать провальной нельзя. Концепт-кар получил приземистый кузов с интересными дизайнерскими решениями.
Именно эту машину принято считать маяком стиля, к которому начала двигаться компания. Идеи и разработки, которые применили для создания GT90, впоследствии оформились в течение, которое «фордовцы» назвали «новой гранью». Именно благодаря этой «грани» первое поколение Focus сумело произвести эффект разорвавшейся бомбы на автомобильном рынке. Ломанные линии, треугольники и чуть «не такие» пропорции кузова сделали свое дело — продажи поднялись до небес.
Mercedes-Benz VRC: трансформеры среди нас
В 1995 году «мерседесовцы» попытались всколыхнуть общественность своим неординарным творением — Mercedes-Benz VRC. Со всей немецкой педантичностью они подошли к воплощению понятия «универсализм» в жизнь.
Главной особенностью «универсального автомобиля» было то, что к нему прилагались несколько съемных модулей крыши, которые фиксировались на кузове посредством электронных замков. И вроде задумка-то неплохая, и автомобиль получался оригинальным, но… Вес каждого модуля составлял примерно 50 килограммов. И это превращало машину в громоздкий конструктор.
В общем, народ не оценил. Не понравилось и другое инновационное решение — установить вместо привычной «баранки» джойстики. Из-за них машину язвительно называли «истребителем». Правда, рулевое колесо все же присутствовало, только в другой версии трансформера.
Daewoo Bucrane: авто для Спиди Гонщика
1995 год вообще получился богатым на футуристичные автомобили. Что говорить про «крутые» бренды, если даже Daewoo осмелилась на концептуальный спорт-кар.
Конструкторы надеялись, что их детище сумеет покорить мир, и поднимет бренд на новую ступень престижности. Поэтому к созданию концепта подошли ответственно. И позвали в помощники «друзей» из дизайнерской конторы ItalDesign. Благодаря их стараниям у автомобиля появилась интересная «фишка» — боковые стекла можно было поднимать вверх, «прихватив» с ними заодно и часть крыши.
Но попытки пробиться, что называется, из грязи в князи не увенчались успехом. Хотя облик Bucrane и получился элегантным, эксперты раскритиковали его. Как впоследствии отмечали специалисты, в то время просто никто не ждал, что корейцы способны создавать такие автомобили. Вот им и указали на «низкое» происхождение.
Cardi Body: матрешка, водка, балалайка
Нет, ничего такого в автомобиле не было. Ни клюквенного русского колорита, ни советской «классики». Cardi Body первого поколения вообще ничем не выдавал своего российского происхождения. Двухместный родстер, появившийся на Московском автосалоне в 1995 году, напоминал скорее путешественника во времени. Если те же японцы вовсю экспериментировали над дизайном будущего, «Боди» был явным гостем из прошлого. Годов эдак из 1950-х.
Создали Cardi Body на «костях» ВАЗ-2106. А вот салон решили сделать максимально комфортным и пафосным. Поэтому его, естественно, обтянули кожей. Причем не черной или белой, нет, это было слишком банально. Автомобиль получил кожаный салон цвета вишни.
Сейчас этот автомобиль «живет» в фойе института МГТУ «МАМИ». Туда его определили после реставрации.
Немного о «прекрасном»
Середина 1990-х и начало нулевых были удивительным временем. Тогда, например, появился печально знаменитый концепт Renault Initiale, переродившийся в не менее прискорбный Renault Vel Satis. Создателей не остановили критические отзывы. Они решили гнуть свою линию до конца — и ничего путного из этого не получилось.
Можно вспомнить и разнообразные концепты «Хонды», которые появлялись с завидной периодичностью. Причем компанию в то время сильно штормило. Honda показывала странные, даже на азиатский взгляд и вкус, концепты Fuya-Jo и Unibox. Но при этом, все в том же 1995 году, продемонстрировала изящный родстер Argento Vivo, к созданию которого приложили руки итальянцы из Pininfarina. Этот концепт-кар удостоился множества лестных отзывов, но серийным не стал. Его «обскакал» дизайн модели S2000.
Правда, Argento Vivo не канул в Лету. Модель приглянулась брунейскому султану. И он сделал заказ на четыре машины. Только попросил вместо штатных моторов оснастить родстеры со стеклянным капотом силовыми агрегатами от Mercedes-Benz SL73 AMG (V12 7,3-литра, 555 л.с.).
Еще можно вспомнить сверхкомпактный и странный Opel Maxx. И хотя в то время началась погоня за минимализмом, концепт признали неудачным. По тем же причинам не снискал славы «тойотовский» Pod. Концепт Kia KCV-II высмеяли из-за его сходства с детской игрушкой. Внешность Ford SYNus осталась непонятной для всех, включая, наверное, самих создателей. Suzuki Regina нарекли чересчур «азиатской», а Chrysler Imperial называли просто несуразным. Такого же эпитета, кстати, удостоился и прототип Bentley EXP 9F. Впрочем, это не помещало ему переродиться в главной внедорожник для элиты — Bentley Bentayga.
Теперь вокруг концептов ситуация намного спокойнее. А жаль.