1 декабря в России вступило в силу подписанное ранее главой правительства Дмитрием Медведевым постановление о проведении трехлетнего эксперимента по тестированию в Москве и Татарстане беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования. Ряд компаний уже готовится принять участие в этом эксперименте, а эксперты разработали перечень правил взаимодействия с беспилотниками для других участников движения.
Как сообщил РБК пресс-секретарь Национальной технологической инициативы "Автонет", которая выступает техническим консультантом проекта, Ярослав Федосеев, тестирование беспилотных автомобилей на улицах Москвы начнется в начале 2019 года, а участие в испытаниях намерены принять "Яндекс", "КамАЗ", МАДИ и участники конкурса тестирования беспилотников в зимних условиях "Зимний город".
Как уточнил Федосеев, компания "Яндекс" планирует зарегистрировать в эксперименте около 200 беспилотных машин, которые будут ездить в Москве и Татарстане. О том, сколько компания потратит на это проект, говорить пока сложно, но Федосеев указал на необходимость рассмотреть возможность коммерческого использования беспилотников, например, в качестве такси. Отметим, что беспилотные машины "Яндекса" уже проходят испытания в качестве такси в Иннополисе и Сколково.
Предполагается, что в рамках московской части эксперимента беспилотные машины участвующих в нем компаний смогут ездить по всему городу, в том числе на Третьем транспортном кольце и на МКАД.
"Нужно понимать, как будет себя вести высокоавтоматизированное транспортное средство в центральных районах города, на окраине, в спальных районах, на трассах, чтобы собрать максимум информации о поведении искусственного интеллекта в разных условиях городского трафика", – отметил Федосеев, уточнив, что управляющие машинами алгоритмы будут соблюдать ПДД, а в салоне будут находиться инженеры, которые смогут перехватить управление, если в этом возникнет необходимость.
Условия эксперимента также предусматривают постоянную видеофиксацию поездок беспилотников при помощи камер, установленных снаружи машины и в салоне. Записи с камер будут хранить в МВД и у разработчиков машины.
10 правил, которые следует соблюдать при виде беспилотной машины
Федосеев также сообщил, что беспилотные машины получат маркировку в виде специального знака "А" (автономное вождение), а для безопасности других участников движения эксперты "Автонет" разработали свод из десяти правил, которых стоит придерживаться при виде беспилотника:
1. Если на перекрестке вы видите беспилотный автомобиль, то строго соблюдайте правила движения на светофоре (на "желтый" – стойте на месте).
2. Не высовывайтесь из окна и не машите руками перед беспилотником.
3. Обязательно использование поворотников и других световых мигающих сигналов при выполнении маневров. Автоматизированный транспорт считывает их и определяет дальнейший путь и скорость, опираясь на полученные данные.
4. Не пытайтесь обратить внимание инженера-пилота автоматизированного автомобиля на себя, сигналя без причины.
5. Водителям мотоциклов не стоит, проезжая рядом с беспилотниками, пытаться дотронуться до автоматизированного транспортного средства.
6. Сохраняйте спокойствие! Не отвлекайтесь от дороги, пытаясь заснять на видео функционирующий беспилотник.
7. В целях предосторожности не пытайтесь перебежать перед беспилотником, даже если видите "зебру".
8. Во время пересечения проезжей части будьте максимально сконцентрированными, смотрите по сторонам, так как автомобиль с литерой "А" может появиться в любой момент.
9. Пешеходам следует осуществлять переход только по соответствующей разметке, соблюдая безопасную дистанцию пересечения.
10. Во время пересечения проезжей части лучше снять капюшон (или другие элементы одежды, ограничивающие обзор) и не использовать такие технические средства, как наушники, гарнитуру и так далее, которые также могут помешать восприятию окружающей обстановки.
Отметим, что в целом все эти правила разумно соблюдать и безотносительно наличия на дороге беспилотных машин.