
Минприроды разработало проект постановления правительства об исключении из состава нацпарка "Лосиный остров" 140 га территории для строительства дублера Щелковского шоссе. 21 марта документ был направлен на согласование в Минфин, Минэкономики, Минтранс, Минобороны, Рослесхоз, правительство Московской области и другие ведомства с просьбой согласовать проект "в возможно короткий срок".
Как пишет "Коммерсант", 140 га территории парка, включая 54 га, занятых лесными насаждениями, предлагается исключить "в целях обеспечения развития дорожно-транспортной инфраструктуры Московской области". Одновременно проект предусматривает присоединение к нацпарку более 1,8 тыс. подмосковных лесов, входящих сейчас в Монинское и Горенское лесничества.
Щелковское шоссе считают одной из самых перегруженных трасс Московской области: суточный поток в 70 тыс. машин втрое превышает расчетный. Варианты решения проблемы рассматривались с 2012 года, и в итоге в Росавтодоре остановились на строительстве 19-километрового дублера. В середине марта этого года губернатор Подмосковья Андрей Воробьев в ходе встречи с главой правительства Дмитрием Медведевым указал на необходимость ускорить строительство дублера. Тогда говорилось о необходимости изъятия для этого 120 га из состава федерального нацпарка. При этом по первоначальному плану 2014 года речь шла об изъятии 100 га территории "Лосиного острова".
В настоящее время проекта дублера еще нет, а затраты на строительство этой дороги оцениваются в 37-45 млрд рублей. Проложить дублер могут в 2021-2024 годах.
По словам эксперта "Гринпис России" Михаил Крейндлина, закон об особо охраняемых природных территориях запрещает изымать участки из границ нацпарков. "Если сейчас Минприроды обойдет каким-то образом закон, то такая практика может распространиться и на другие ООПТ", – сказал Крейндлин, уточнив, что в этом случае проект строительства дороги не будет проходить экологическую экспертизу, а значит, меры по минимизации ущерба экологии не будут обязательными.
В свою очередь эколог "Общероссийского народного фронта" (ОНФ) Антона Хлынова, координаты изменяемых границ, заложенные в проекте постановления, свидетельствуют о планах исключить из состава нацпарка участок площадью около 30 га, где в настоящее время в интересах компании "Ташир" ведется строительство торгового центра.
"О незаконности этой стройки неоднократно заявляли местные активисты и ОНФ, однако решение все равно пытаются продавить – теперь вот подложив каталог координат с нужным изменением границ на стол премьер-министру", – написал Хлынов в Facebook, отметив, что в результате может быть создан "опаснейший для всей системы федеральных ООПТ прецедент, когда лишь постановлением правительства РФ могут произвольно изменяться границы этих ООПТ в угоду бизнеса (застройщиков), недропользователей и иных интересантов".




