Компания "Хартунг", принадлежащая семье депутата Госдумы Валерия Гартунга 25 марта подала в суд по интеллектуальным правам иск к ПАО ГАЗ с требованием досрочно прекратить правовую охрану товарного знака автомобиля "Победа" (первый советский послевоенный легковой автомобиль) "вследствие неиспользования". Предварительное заседание по делу назначено на 22 апреля.
Как пишет "Коммерсант", группа ГАЗ стала правообладателем товарного знака в 2009 году: права на него и марку "Чайка" компании уступил петербургский бизнесмен Павел Андреев. В октябре прошлого года Роспатент продлил срок действия исключительного права на товарный знак "Победа" до 29 июля 2029 года.
Представители "Хартунга" пояснили, что под знаменитым брендом компания намерена производить на своем заводе в Челябинске спецтехнику (прицепы и полуприцепы), колесную продукцию, запчасти и компоненты. "Слово "Победа" вызывает у потребителей теплые ассоциации, для многих оно связано с национальной гордостью, которая сплачивает людей в эти непростые времена, и мы хотим удовлетворять их потребности качественным отечественным продуктом под этим прекрасным благозвучным названием", – заявили в компании.
Впрочем, по словам источника издания, иск стал следствием конфликта, возникшего вокруг поставок на завод "Урал" группы ГАЗ продукции того же завода "Хартунга". В компании, 59% которой принадлежит супруге Валерия Гартунга Марине, а 25% и 16% – его сыновьям, намерены использовать иск в качестве "инструмента давления".
В группе ГАЗ заявили о намерении отстаивать свои права в суде. "Удивительно, как вообще могла возникнуть настолько непатриотичная идея – использовать легендарный автомобильный бренд в автокомпонентах. Где истец планирует его применять – в брендировании стальных заготовок или колес? Или рассчитывает перепродать право на "Победу" зарубежному производителю?" – прокомментировала ситуацию вице-президент ГАЗа Елена Матвеева.
По ее словам, бренд "Победа" "неотъемлемо связан с ГАЗом, его наследием". Судебную стратегию компании Матвеева не раскрыла, отметив лишь, что группа "бережно хранит" оспариваемый бренд для новых разработок.
В свою очередь управляющий партнер юридической компании "Гаврюшкин и партнеры" Сергей Гаврюшкин полагает, что суд может удовлетворить иск, если истец докажет заинтересованность в товарном знаке, а правообладатель не сможет подтвердить использование в последние три года. При этом, по мнению главы практики по интеллектуальной собственности Bryan Cave Leighton Paisner Елены Трусовой, вероятность того, что заявитель сможет легко зарегистрировать оспариваемый товарный знак на свое имя и начать использовать, невелика.