Генпрокуратура выявила серьезные нарушения в деятельности систем фиксации нарушений ПДД в ряде регионов РФ. Об этом пишет "Коммерсант" со ссылкой на источники, знакомые с результатами проверки.
"Полученные по итогам проверок данные свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии законности в этой сфере. Отсутствие действенных мер, направленных на развитие систем фиксации нарушений, ненадлежащее финансирование мероприятий, а зачастую и хищение бюджетных средств препятствуют снижению уровню аварийности и улучшению состоянию аварийности на дорогах", – рассказал один из собеседников издания.
Так, по итогам проверки в Новгородской области выяснилось, что государственное областное учреждение "Агентство развития Новгородской области" (АРНО) в 2014 году провело конкурс на создание системы автоматической фиксации нарушений стоимостью 733 млн. рублей. Победителем конкурса стал единственный участник – "Ростелеком", однако в прокуратуре пришли к выводу, что директор АРНО Сергей Слупицкий заключил договор с "Ростелекомом", не имея на то полномочий, поскольку госзадания на создание такой системы не было. В декабре прошлого года Слупицкого приговорили к полутора годам тюрьмы за превышение должностных полномочий.
В публикации также говорится, что конкурсную документацию для АРНО готовили специалисты "Ростелекома", а после заключения контракта компания подписала договор подряда на установку камер с ЗАО "Техносервъ А/С". Стоимость работ по этому договору составила 483 млн рублей. В 2017 году Арбитражный суд Новгородской области отменил конкурс и договор, после чего часть камер демонтирована. Начальнику управления филиала "Ростелекома" Льву Назаренкову и другим фигурантам уголовного дела сейчас предъявлено обвинение по ст. 30 УК ("Приготовление или покушение на преступление") и ст. 178 УК ("Ограничение конкуренции").
Нарушения были выявлены и в Вологодской области, где казенное учреждение "Центр обеспечения региональной безопасности" (ЦОРБ) заключило аналогичный контракт с "Ростелекомом". В Генпрокуратуре считают, что стоимость оборудования, которое поставляла компания для ЦОРБ, в полтора раза выше, чем цена закупки у поставщика (ЗАО "Техносервъ А/С"). Помимо этого, ЦОРБ предоставил "Ростелекому" "преимущественные условия путем доступа к информации о предстоящем конкурсе". На основании проверки прокуратуры УФАС по Вологодской области в конце прошлого года признало "Ростелеком" и "Техносервъ А/C" виновными в картельном сговоре, в действиях ЦОРБ также были выявлены нарушения.
Как напоминает издание, поручение собрать данные о работе систем фиксации нарушений в регионах было сделано после того, как вице-премьер Максим Акимов в февральском интервью назвал дорожные камеры "средством коммерциализации". "Все эти государственно-частные партнерства в такой сфере мне очень не нравятся, мы будем придушивать серые схемы", – заявил тогда Акимов.
Самым известным партнерством в этой сфере является концессионное соглашение подмосковных властей 2016 года с компанией "МВС Груп". Эта компания обязалась поставить более 1 тыс. камер и обслуживать их за 233 рубля из бюджета области на каждый оплаченный штраф. Похожие соглашения сегодня действуют на территории 17 российских регионов.
По мнению эксперта по безопасности движения юриста Катерины Соловьевой, проблема с камерами заключается в том, что госорганы в соглашениях с компаниями прописывают планы по вынесению штрафов на несколько лет вперед.
"На выходе получается готовая палочно-прибыльная система. У прокуратуры, к сожалению, очень мало инструментов влияния, потому что работа систем фиксации нарушений законодательно слабо отрегулирована и не защищена от превращения в инструмент побора, – считает Соловьева. По ее мнению, необходимо, чтобы прокуратура проверяла контракты с компаниями на предмет "потенциальных ниш для поборов". Подрядчики же должны понимать, что при правильной работе системы фиксации нарушений, нацеленной на снижение аварийности, нельзя рассчитывать на быструю и большую прибыль.