27 июня в офисы компании "Рольф" (один из крупнейших российских автодилеров) в Москве, Санкт-Петербурге и других городах для проведения обысков пришли сотрудники центрального аппарата Следственного комитета России (СКР) и управления "К" (кредитно-финансовая линия) ФСБ.
Как пишет "Коммерсант", у входа в центральный офис компании на Алтуфьевском шоссе дежурят сотрудники ФСБ в масках, не пропуская никого внутрь. Два сотрудника офиса, которых "отпустили покурить", сообщили корреспонденту издания, что силовики пришли в офис около 10 утра. "Нам ничего не говорят. Говорят, чтобы мы оставались на своих местах. Иногда выпускают покурить", – рассказал один из них. При этом дилерский центр "Рольф", находящийся в том же здании продолжает работать – доступ клиентов в него открыт.
"В нескольких дилерских центрах "Рольфа" пришел СКР. Предъявили постановление, наши юристы изучают документы. По первичной информации, данное постановление не относится к операционной деятельности компании. Дилерские центры работают в штатном режиме. Что есть на текущий момент", – сообщил позднее руководитель PR-направления "Рольфа" Павел Носов, добавив, что силовики блокируют доступ сотрудников к рабочим местам и вывели на улицу по крайней мере одно подразделение, а также своим присутствием создают неудобства для клиентов.
Носов добавил, что компания сотрудничает с правоохранителями и предоставляет запрашиваемые документы.
В пресс-службе УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области сообщили, что сотрудники ведомства участвуют в оперативных мероприятиях, инициированных центральным аппаратом СКР.
Как сообщает "Фонтанка", обыски проходят в рамках уголовного дела, возбужденного по статье 193.1 Уголовного кодекса ("Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов"). По данным журналистов, менеджеров компании подозревают в покупке акций у самих себя в целях перевода денег за рубеж. "Мы видим громадные суммы", – заявил источник в СК Москвы.
Компания "Рольф" была основана в 1991 году бизнесменом Сергеем Петровым. В настоящее время ее портфель брендов включает 21 автомобильную марку и один мотоциклетный бренд. По итогам прошлого года выручка дилера составила около 230 млрд рублей, а в рейтинге крупнейших частных компаний Forbes-2018 компания была признана лидером автомобильного ритейла в России. По состоянию на 2019 год "Рольф" принадлежит кипрскому трасту, бенефициаром которого является сын Петрова Александр.
Сергей Петров и члены его семьи сейчас находятся за границей. В телефонном разговоре основатель "Рольфа" сообщил Forbes, что обыски не стали для него неожиданностью.
"Проводят действия по кейсу 2014 года. Насколько мне известно, связывают это с выводом средств за рубеж. Неожиданностью для меня не стало – это Россия. Пытаются что-то найти и придавить, оправдательных документов не просят. Все изымают и блокируют, блокируют работу компании, которая за последние три года заплатила 30 млрд рублей налогов", – заявил Петров, не исключив, что интерес силовиков связан с его политической позицией или рейдерским захватом.
В интервью радиостанции Business FM Петров пояснил, что под "кейсом 2014 года" подразумевается старая сделка по покупке кипрской компании.
"Это покупка на Кипре какой-то компании, когда какие-то части акций сама компания внутри себя покупала. Всегда можно найти какую-нибудь сделку, к которой можно придраться", - сказал бизнесмен, добавив, что документы в компании изымаются не впервые.
"Честно говоря, уже два года они изымают у нас постоянно. Сначала за три года, потом, ничего не найдя, за десять лет все бумаги. Наконец, что-то нашли, к чему можно придраться. Я думаю, просто взглядом силовика всегда можно увидеть в каждой транзакции нарушения. Дальше идут совершенно избыточные и неадекватные действия: обыски, задержка всех менеджеров, мешают работать сейчас кол-центру, бухгалтерию блокировали", - рассказал Петров.
В 2007 и 2011 годах Петров избирался депутатом Госдумы от "Справедливая Россия". Будучи депутатом, он поддерживал протесты против фальсификации итогов думских выборов 2011 года и голосовал против резонансных "закона Димы Яковлева" и "закона Яровой", а также не участвовал в голосовании о присоединении Крыма к России.