10 лет назад в седьмом эпизоде 12 сезона Top Gear (тогда ещё его вели Кларксон, Хаммонд и Мэй) Джеймс Мэй тестировал электромобиль — Honda Clarity. Потом вышла статья Джереми Кларксона, в которой он говорил о том, что этот сюжет не вызвал той реакции, на которую они надеялись. Зрители ждали фееричного завершения сезона, а вместо этого «капитан Улитка» рассказывал какую-то скучную лекцию о заурядной Хонде.
Но этот сюжет был самым главным. А машина, о которой шла речь, была самой важной из всех, что были изобретены с момента появления Ford Model T. Ни Bugatti Veyron, ни Tesla — именно Honda Clarity.
Сюжет о главном
Потому что это был не просто электромобиль на батарейках типа Теслы, и не гибрид типа Toyota Prius. Это был автомобиль с миниэлектростанцией внутри, которая превращает водород в электричество.
Бак расположен там же, где и у обычных машин. Только вместо бензина или дизеля его заправляют сжатым водородом под давлением в несколько сотен атмосфер. Затем в специальном отсеке водород реагирует с кислородом из воздуха и, благодаря довольно скучным, но сложным процессам — назовем это волшебством — получается электричество. Потом это электричество направляется в электродвигатели и крутит колеса, как в обычной электрической машине.
Читайте также
США нарываются на жесткий ответ от Китая, но и дня без него не проживут
Отношения с Россией для Америки вообще ничего не значат
Почему Clarity — это будущее? Потому что обычный электромобиль надо заряжать всю ночь через каждые 100 км, и он может остановиться в самый неподходящий момент. А Clarity нужно просто заправить водородом за 2?3 минуты, как обычную бензиновую машину, и можно ехать дальше 500 км. В США водород стоит примерно столько же, сколько бензин. Но в отличие от нефти он никогда не кончится, потому что это самый распространенный химический элемент во вселенной.
Ещё одна прелесть водородной машины — у неё нет никаких выбросов, кроме воды, потому что, если вы знаете химию хотя бы чуть-чуть, при смешивании Н и О, получается Н2О.
К сожалению, в 2009 году мир не заметил Клэрити и подсел на гибриды вроде Prius и Lexus RX 400h. Едя на Приусе, люди как бы говорят миру: «Я еду на ужасной уродливой машине, но мне наплевать, потому что я забочусь об экологии — я молодец!» Им это нравится.
Гибриды — это легкое и мгновенное решение проблем. Но на самом деле не решение, потому что они не могут ехать без бензина и вообще не решают проблему, а лишь откладывают её. Рано или поздно нефть всё равно закончится. Более того, когда батареи гибридов окончательно умирают, их утилизация приносит огромный вред экологии. Ещё больший, чем если бы вы просто ездили на бензиновой машине. Я это не выдумал — это доказали ученые.
Но если подумать, то водород — это решение всех наших проблем. Во-первых, можно перестать переживать о том, что нефть когда-то закончится. Во-вторых, нет никаких выбросов. В-третьих, это решение вообще всех проблем, связанных с энергией. Можете назвать мне причину, по которой миниэлектростанцию внутри этой машины нельзя подключить к своему дому и снабжать электричеством все электрические приборы в случае апокалипсиса или разрыва линий электропередач?
Проблема только в том, что получение водорода — это довольно сложный процесс. К тому же нужна инфраструктура для хранения, перевозки и продажи водорода.
Крупная проблема
Обычно проблемы вроде этих решаются с помощью денег. Но у автопромышленности нет денег, потому что они тратят их на выплаты компенсаций по дизельгейту и штрафы за нарушение эконорм. У нефтяных компаний тоже нет денег, потому что баррель сегодня стоит всего 60 долларов. К тому же какой толк нефтяникам делать водород, если нефть проще продать в чистом виде? Правительства? У США нет денег, они сами должны всему миру миллиарды. Япония? Ну, Тойота создала ещё один воодородомобиль Toyota Mirai, но никому и дела не было, как и в случае в Хондой.
Читайте также
Москву превращают в Нью-Васюки, где беднякам нет места
В столице разрабатываются фантастические проекты транспорта, которые априори не будут доступны большинству
Однако есть ещё Китай. У него полно денег. И, кажется, он понял, что за водородом будущее. Им выгоден водород по трём причинам. Первая — они соскочат с нефтяной иглы. Вторая — у них большие проблемы с экологией, а водород решит их одним махом. Третья — Китай может стать монополистом в этой области и стать ведущей автомобилестроительной державой мира.
Правительство Китая начало вкладывать деньги в машины на водороде ещё несколько лет назад и это дало свои плоды. В марте этого года китайцы выкатили свой первый водородомобиль Wuhan Grove Hydrogen Automobile Co. И это не просто очередной водородомобиль типа Clarity или Mirai, это водородомобиль, который может проехать на одной заправке 1000 км. В 2020 году планируют продать 5000 водородомобилей. К 2025 году — 50?000, а к 2030 году — миллион.
Разумеется, помимо самих автомобилей китайцы будут строить и инфраструктуру: заправки, заводы по добыче водорода и все остальное. Что ж, лично я пожелаю китайцам удачи. Надеюсь, что у них всё получится, и мы перейдем в новую эпоху водорода так же, как на рубеже XIX-XX веков перешли от лошадей к двигателям внутреннего сгорания, работающих на нефти — в том или ином виде.
Новости мира: Эксперты составили рейтинг самых надежных в мире автомобилей