Правительство РФ одобрило законопроект о либерализации ОСАГО, который в скором времени планируется внести на рассмотрение в Госдуму.
"Проект федерального закона направлен на индивидуализацию тарифов ОСАГО для конкретного страхователя и создает условия для перехода к регулированию, обеспечивающему условия для конкуренции страховщиков не только по цене, но и по неценовым факторам", – говорится в сообщении, опубликованном на сайте Минфина.
В релизе также отмечается, что сейчас тарифообразование в ОСАГО не всегда соответствует требованию справедливой стоимости страховой услуги для потребителя и не позволяет устанавливать цену полиса, учитывающую индивидуальные особенности каждого страхователя. Кроме того, по мнению авторов законопроекта, нынешняя система страховых тарифов не в полной мере отражает риски, присущие отдельным категориям граждан. Например, стоимость полиса ОСАГО может быть одинаковой для аккуратного водителя и лихача, который регулярно нарушает правила дорожного движения.
Для исправления этих недостатков законопроект наделяет страховщиков правом самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов с учетом личностных характеристик страхователя, включая характеристики вождения и наличие административных наказаний за грубые нарушения ПДД. В то же время законопроект не отменяет ограничение на минимальный и максимальный размер страховых тарифов, которые устанавливает Банк России.
Также в документе предусмотрено реформирование системы бонус-малус. Законопроект предлагает учитывать историю вождения каждого автовладельца, включая наличие и количество страховых выплат по ДТП по всем транспортным средствам, находящимся в управлении клиента, и по всем договорам ОСАГО.
Помимо этого, в законопроекте говорится о поэтапном исключении коэффициентов страховых тарифов, зависящих от территории преимущественного использования транспортного средства, с 1 января 2020 года. С 1 октября 2020 года автору предлагают начать исключение коэффициентов страховых тарифов, зависящих от мощности двигателя транспортного средства. Наконец, документ предусматривает увеличение размера страховой суммы за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего, до 2 млн рублей с 1 января 2020 года.
"Принятие и реализация законопроекта позволит улучшить качество предоставляемых услуг по ОСАГО, повысить культуру страхования, а также позволит учитывать индивидуальные особенности страхователей и создаст условия для конкуренции среди страховщиков по дополнительному определению факторов, влияющих на размер страховых тарифов, в целях обеспечения большей доступности страховых услуг для потребителей", – отметили в Минфине.
Как напоминают "Ведомости", первый этап реформы ОСАГО начался в январе. Тогда тарифный коридор был расширен на 20% вверх и вниз от базовой цены (его рамки теперь находятся в пределах 2746–4942 рублей). Также были введены дополнительные ступени в расчете коэффициента возраст-стаж. В апреле в силу вступили новые правила расчета скидок по ОСАГО за езду без ДТП.
Напомним, в конце июня сообщалось, что по итогам 2018 года наибольшие убытки страховым компаниям по ОСАГО принесли автомобили ГАЗ и Lada. Машины этих отечественных марок заняли две первые строчки в рейтинге производителей по так называемому коэффициенту убыточности, который рассчитывается в процентах и показывает, какую сумму придется выплатить страховщику в случае возмещения ущерба на каждый рубль стоимости полиса ОСАГО.