Депутаты Госдумы 12 марта приняли в первом чтении очередной законопроект в рамках реформы ОСАГО. Этот документ позволяет страховщикам повышать стоимость полиса ОСАГО для водителей, нарушающих ПДД.
Напомним, первый этап реформы ОСАГО начался в январе 2019 года. Тогда тарифный коридор был расширен на 20% вверх и вниз от базовой цены. Также были введены дополнительные ступени в расчете коэффициента возраст-стаж. В апреле в силу вступили новые правила расчета скидок по ОСАГО за езду без ДТП. Одобренный правительством в июле прошлого года следующий этап реформы ОСАГО среди прочего предусматривал повышение лимита выплат по ущербу жизни и здоровью с 500 тыс. до 2 млн рублей, отмену коэффициента территории и мощности авто при калькуляции полиса, а также учет данных телематики и грубых нарушений ПДД при определении тарифа для автовладельца.
Однако в октябре стало известно о планах властей пересмотреть реформу из-за опасений резкого роста стоимости полисов ОСАГО. В альтернативном законопроекте из нововведений остался только учет грубых нарушений ПДД при расчете стоимости полиса. Именно его и одобрила накануне Госдума.
Как следует из поправок, страховщики в рамках тарифного коридора, установленного Центробанком (2746-4942 рубля), вправе повышать стоимость полиса для водителей, которые неоднократно в течение года привлекались к административной ответственности за проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика, превышение скорости более чем на 60 километров в час, выезд на встречную полосу, либо управление автомобилем в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Как уточняет "Коммерсант", эти нарушения могут учитываться страховщиками при расчете цены полиса только в случае, если они были оформлены инспектором ГИБДД на дороге – нарушения, зафиксированные камерами, не повлияют на цену полиса.
В законопроекте также говорится, что максимальная цена полиса ОСАГО не может превышать трехкратного максимального значения базовой ставки тарифа, умноженного на коэффициенты территории, возраста-стажа, аварийности и так далее.
По словам соавтора законопроекта депутата Алексея Изотова, поправки выгодны "благонадежным" водителям. "С нашей точки зрения, наиболее значимым моментом реформы является индивидуализация тарифа, и его ключевым условием будет право страховой компании назначать тариф в пределах коридора. Фактор соблюдения автовладельцем ПДД будет учитываться каждым страховщиком самостоятельно", – заявили в Центробанке.
По оценке президента Российского союза автостраховщиков (РСА) Игоря Юргенса, вступление одобренных депутатами поправок в силу незначительно повлияет на сборы страховщиков по ОСАГО (213,9 млрд рублей в 2019 году). "Страховые премии по договорам перераспределятся. Убыточные клиенты должны платить больше, а аккуратные водители – меньше. А вот резкое изменение курса доллара к рублю наверняка скажется на выплатах", – считает Юргенс.