ГИБДД планирует начать использование камер, способных фиксировать использование водителем телефона во время движения. Об этом рассказал газете "Коммерсант" замначальника ведомства Александр Быков.
"Наши коллеги из управления ГИБДД по Москве рассматривают возможность применения таких приборов в столице, но о массовом их применении речи пока не идет. Сначала производителю нужно пройти испытания и получить сертификаты, подтверждающие, что программное обеспечение и заложенный в нем алгоритм способны корректно такие случаи фиксировать и отбраковывать ложные срабатывания. Свои замечания на этот счет мы уже высказали. Если вся документация будет получена, комплекс можно будет применять в тестовом режиме".
План предусматривает, что штрафы за использование телефонов будут приходить владельцам машин по почте. Если за рулем находился кто-то другой, то хозяин автомобиля будет иметь возможность переписать постановление на нарушителя в рамках процедуры обжалования.
По данным издания, для фиксации таких нарушений могут использоваться новые камеры компании "Строй Инвест Проект", которая уже разработала ряд моделей комплексов фиксации. Эти камеры проходили испытания в Москве в феврале этого года. По словам источника, они используют нейросетевые алгоритмы, которые могут по изображению определять, держит ли водитель телефон возле уха и пристегнут ли он ремнем.
Московский Центр организации дорожного движения (ЦОДД) уже несколько лет арендует у "Строй Инвест Проекта" 100 камер за 650 млн рублей. В контракте на аренду упоминается возможность фиксации нарушений по ст. 12.36.1 КоАП, которая и предусматривает штрафы за использование телефона за рулем. Но для использования камер в этих целях нужно сперва пройти утверждение устройств в качестве "типа средства измерения" в Росстандарте. В пресс-службе ведомства подтвердили, что заявки "Строй Инвест Проекта" на "изменения технических характеристик комплексов" сейчас находятся на рассмотрении.
"Для автоматического контроля допустимы только те виды нарушений, которые можно перепроверить методиками исследования и необходимыми для них фото- или видеоматериалами. Текущие методы документирования событий не позволяют выяснить, был ли это именно разговор по телефону, или водитель поднес руку к голове по иной причине. Тут вопрос исключительно веры и внутреннего убеждения инспектора. Невозможно достоверно установить, было нарушение или камера обозналась", – считает эксперт по системам фиксации нарушений Григорий Шухман. По его мнению, перед введением подобных штрафов водители должны получить возможность онлайн-обжалования наказаний за нарушения ПДД.
Запрет на использование телефона без гарнитуры во время вождения действует в России еще с 2001 года, а с 2013 года штраф за такое нарушение составляет 1,5 тыс. рублей. В 2019 году за такое нарушение наказали почти 85 тыс. водителей.
По словам первого зампреда комитета Госдумы по госстроительству Вячеслава Лысакова, в ПДД необходимо прописать запрет на любые гаджеты в руках во время вождения, а штраф за нарушение этой нормы должен составлять не менее 5 тыс. рублей. Между тем в проекте нового КоАП, который разрабатывает Минюст, существующая санкция не поменялась.