Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина в пятницу, 3 апреля, сообщила, что регулятор рекомендует страховым компаниям заключать договоры ОСАГО "в отсутствие диагностических карт при условии их последующего предоставления" – в течение месяца после снятия ограничений. На такой шаг в Центробанке пошли для сохранения доступности страховых услуг во время эпидемии коронавируса.
Как пишет "Коммерсант", в информационном письме ЦБ для страховщиков уточняется, что продавать ОСАГО с отсрочкой предоставления диагностической карты рекомендуется, "если проведение техосмотра транспортного средства невозможно из-за закрытия пунктов осмотра транспортных средств".
"Предложение "отвязать" друг от друга две услуги, одна из которых возможна и онлайн (продажа полиса ОСАГО), а другая – только офлайн (прохождение техосмотра), безусловно, правильная мера", – заявил исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев, отметив, что отведенного месяца после снятия ограничений вполне хватит для получения диагностической карты.
В свою очередь координатор движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов отметил, что страховщики могут не опасаться всплеска аварийности во время действия режима самоизоляции: большинство людей сейчас не пользуется машинами. Шкуматов добавил, что страховые компании в отсутствие убыточности в течение месяца-двух смогут накопить резерв, из которого частично можно будет компенсировать рост стоимости импортных запчастей из-за ослабления рубля. Однако в перспективе ЦБ, вероятно, придется применять более решительные меры для стабилизации рынка, и к осени можно ожидать повышения ставок ОСАГО, полагает Шкуматов.
В то же время операторы техосмотра не одобрили рекомендацию регулятора. "По закону об ОСАГО диагностическая карта обязательна при оформлении договора страхования. В закон о техосмотре никто не вносил изменений, проверка автомобиля обязательна. Подобные реплики со стороны руководства ЦБ недопустимы. Для тех немногочисленных операторов техосмотра, которые действительно проводят диагностику, это является единственным источником заработка. Как они будут платить аренду, зарплату, налоги?" – заявил гендиректор союза "Техэксперт" (объединение операторов техосмотра) Сергей Зайцев, отметив, что это решение приведет операторов к банкротству, а также росту аварийности.
Напомним, на прошлой неделе Госдума одобрила предложенные Минэкономики поправки в закон о техосмотре (ТО), которые меняют периодичность прохождения автовладельцами этой процедуры.
Согласно действующим правилам, легковые авто, грузовики массой до 3,5 тонны и мотоциклы возрастом до трех лет не проходят техосмотр. Для тех же транспортных средств возрастом от 3 до 7 лет техосмотр обязателен раз в два года, а ТС старше 7 лет должны проходить его каждый год. Легковые такси и автобусы независимо от возраста проходят осмотр каждые шесть месяцев, а грузовики с массой больше 3,5 тонны раз в год.
Одобренные депутатами поправки гласят, что новые легковые авто, грузовики массой до 3,5 тонны и мотоциклы не должны проходить ТО 4 года. Для ТС в возрасте от 4 до 10 лет техосмотр будет обязателен каждые два года, и только более старым машинам нужно будет проходить проверку раз в год. Что же касается новых легковые такси, автобусов и грузовиков массой более 3,5 тонны, то первые 5 лет они должны будут проходить ТО раз в год, а затем каждые полгода.
В Минэкономики считают, что такие изменения нужны для "поддержки автопроизводителей и стимулирования обновления автотранспортного парка". Поправки о периодичности техосмотра вступят в силу 1 марта 2021. На эту же дату Госдума перенесла вступление в силу нового закона о техосмотре, который должен был начать действовать в июне этого года.